Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» получила
приглашение стать членом мирового авиаальянса SkyTeam. Скорее всего
компания пока не примет предложения.
Как сообщил «i» директор по
альянсам голландской авиакомпании KLM Роб дэ Вэйн, на последнем заседании компаний — членов
альянса SkyTeam обсуждалась
возможность приглашения ко вступлению в альянс «Международных авиалиний
Украины». «Мы считаем, что в условиях жесткой конкуренции единственный путь для
не самых сильных компаний — это создавать всевозможные объединения, чтобы
консолидировать свои усилия и тем самым сокращать расходы и повышать прибыли»,—
заявил господин дэ Вэйн. Представитель KLM добавил также, что, по его мнению, к
необходимости объединения рано или поздно придут все компании, так как в
обратном случае они будут обречены на вымирание.
В качестве подтверждения KLM приводят собственный пример: в 2004 г. компания была поглощена французским
национальным перевозчиком Air France, в результате чего образовалась бизнес-группа Air France-KLM (входят в альянс SkyTeam). В результате
синергии только за первый год работы объединения компании получили
экономический эффект в виде дополнительных EUR70 млн. прибыли (совокупная прибыль
при этом составила EUR350 млн.).
Пока МАУ является партнером Air France-KLM по код-шеринговому соглашению: перевозчики совместно эксплуатируют линию
Киев-Париж и Киев-Амстердам. Впрочем, среди код-шеринговых партнеров МАУ есть и
компании, входящие в альянсы StarAlliance и One World.
В украинской компании перспективы вступления в мировой альянс комментируют
сдержанно. «Официально МАУ пока никаких приглашений от SkyTeam не получала. В данный момент мы
внимательно изучаем все подобные возможности, хоть пока никаких подвижек в этом
направлении нет»,— сообщает пресс-секретарь компании Евгения Сацкая. Между тем
источник «i» в МАУ на
условиях анонимности рассказал, что теоретические дискуссии об объединении
действительно ведутся, причем не только со SkyTeam, но и другим крупным мировым
альянсом — StarAlliance. «Мы
придерживаемся мнения, что в альянс нужно приходить сильными игроками. Сейчас
МАУ переживает период подъема: в 2007 г. были зафиксированы максимальные
показатели прибыли и объемов перевозок. Более того, Украина демонстрирует
экономический рост, что повышает интерес зарубежных стран к нашим национальным
перевозчикам. Все эти факторы позволяют компании вести разновекторные дискуссии
так, чтобы не сдавать свои интересы»,— подытожил собеседник «i».
Таким образом, в чью пользу МАУ сделает выбор, если решится на объединение,
пока непонятно. Не стоит забывать, что миноритарным акционером украинской
компании является австрийская Austrian Airlines, входящая в StarAlliance. Austrian Airlines сейчас активно
строят хаб в Вене. StarAlliance может быть заинтересован в МАУ как в компании, которая
будет подвозить украинских пассажиров в венский хаб. Приглашение со стороны SkyTeam выглядит шагом на
опережение по отношению к своим конкурентам. Ввиду того, что пакетом более чем
в 60% в МАУ управляет Фонд госимущества, не исключено, что финальное решение
будет за ним, и тогда у SkyTeam есть шансы на успех. Интерес мировых альянсов к
украинским компаниям эксперты также объясняют интенсивно растущим
пассажиропотоком. «SkyTeam в Украине представлен гораздо слабее, чем StarAlliance. Последний только
в Киеве работает через четыре ежедневных рейса Lufthansa и три ежедневных рейса Austrian Airlines в партнерстве с
МАУ. Так что включение МАУ в состав SkyTeam может существенно улучшить присутствие альянса в
Украине»,— отмечает директор Центра политического и экономического анализа
Александр Кава.
Автор: Екатерина ГРЕБЕНИК
Экономические известия 20.02.2008 № 31(794)
|