С 1 января 2008 г. повышение железнодорожных тарифов на перевозку
пассажиров и грузов во внутреннем сообщении составило 8,7%. В целом же в
течение года планируется повышать тарифы ежеквартально на 5%.
Пресс-служба Минтранссвязи повышение тарифов называет «объективной
необходимостью» в связи с тем, что убытки «Укрзалізниці» от пассажирских
перевозок продолжают расти. Если в 2006 г. размер убытков составил 2,7 млрд.
грн., то по итогам 2007 г. эта цифра приближается к 4 млрд. грн. «Темпы роста
тарифов на пассажирские перевозки существенно отстают от темпа роста цен на
продукцию, которую приобретают железнодорожники,— дизельное топливо,
электроэнергию. Ведь эти цены в отличие от тарифов, строго регулируемых
государством, формируются в рыночных условиях»,— сообщают в транспортном
ведомстве.
Отраслевые эксперты отмечают, что в последние годы сохраняется тенденция
сокращения объемов перевозок пассажиров железной дорогой, в то время как
пассажирские авто- и авиаперевозки демонстрируют стабильный рост. «Тарифы
повышаются на все виды перевозок, но сейчас соотношение цен уже совсем не в
пользу «Укрзалізниці». Стоимость проезда в СВ, а иногда и в купе приближается к
цене авиабилета во внутреннем сообщении. А проезд в автобусе между областными
центрами лишь немного дороже билета в плацкартный вагон поезда, зато пассажир
выигрывает и во времени, и в комфорте»,— отмечает Николай Ковзель, депутат,
член комитета ВР по вопросам транспорта и связи. По мнению депутата, в корне
проблемы лежит незаинтересованность «Укрзалізниці» в удержании пассажиров:
«Никакой прибыли пассажиры предприятию все равно не приносят. Это груз, который
несет на себе государство, а на экономику железнодорожной администрации эта
статья, по сути, никак не влияет».
Первый замминистра транспорта и связи Владимир Корниенко заявил «i», что одним из
возможных путей решения проблемы убыточности пассажирских перевозок может быть
введение гибкой системы формирования тарифов. «Минтранс будет выступать с
инициативой перед Кабмином об отмене жесткого регулирования тарифов
государством. Тарифы нужно отпустить в рыночное поле, по образцу авиатарифов
или цен на автоперевозки»,— говорит господин Корниенко.
Если Кабмин поддержит инициативу Минтранса, то «Укрзалізниця» будет
самостоятельно определять уровень тарифов. Вряд ли пассажиры, которые
пользуются услугами ж/д транспорта, при этом выиграют. Ведь железнодорожная
администрация является монополистом по предоставлению услуг пассажирам на ж/д
транспорте, в отличие от авиакомпаний и автоперевозчиков, работающих на
конкурентных рынках.