11:00 Спецзонам продлили срок // Список неэффективных территорий льготного режима будет готов только к осени | |
отчетность Коммерсант Украина № 64 от 17.04.2007, ВТ Вчера
следственная комиссия Верховной рады (ВР) по проверке деятельности специальных
экономических зон (СЭЗ) и территорий приоритетного развития (ТПР) обнародовала
предварительный отчет, в котором депутаты признали, что спецзоны не стали
центрами внедрения новейших технологий и не обеспечили
экспортноориентированность проектов. Поэтому депутаты уже сейчас заявляют, что
ряд неэффективных СЭЗ и ТПР будут ликвидированы, однако окончательный их список
будет готов лишь к октябрю. Эксперты опасаются, что пересмотр количества
спецзон произойдет по географическому признаку. До отмены
льготного режима в марте 2005 года в спецзонах было утверждено 742 проекта
стоимостью $7,6 млрд, из которых $2,5 млрд составляли иностранные инвестиции. В
течение 2005-2006 годов было отменено 299 инвестпроектов. Всего на 1 января
2007 года в 54 из 72 ТПР и 10 из 11 СЭЗ утверждено 449 проектов на сумму $6,4
млрд, в которых иностранных инвестиций – $2,3 млрд. Вчера секретариат ВР
опубликовал предварительный отчет парламентской временной следственной комиссии
по вопросам проверки эффективности функционирования СЭЗ и ТПР, созданной 21
декабря 2006 года для анализа "преимуществ и недочетов" в их работе.
В обнародованном отчете члены комиссии признают, что предоставленные субъектам
спецзон налоговые льготы (на уплату НДС, акцизов, налога на прибыль и
таможенных пошлин) не обеспечили социально-экономическое развитие депрессивных
территорий, а сами спецзоны не стали центрами внедрения новейших технологий
(инновационная составляющая инвестиций не превышала 5-7%) и не обеспечили
экспортную направленность проектов (70% произведенной продукции реализовывалось
на внутреннем рынке), что создавало преимущества "отдельным отечественным
производителям". Так, при ввозе полностью произведенных или переработанных
товаров из СЭЗ "Закарпатье", "Азов" и "Донецк" на
таможенную территорию Украины не взимались НДС и акцизный сбор, что нарушало
принципы рыночной конкуренции. При этом на 1 января 2006 года разница между
поступлениями в госбюджет и предоставленными налоговыми льготами составила 5
млрд грн, а на 14 из 71 ТПР и СЭЗ "Интерпорт Ковель" и вовсе не
начали реализовывать ни один инвестпроект. Примечательно, что комиссия
отказалась принимать окончательное решение о целесообразности дальнейшего
существования спецзон, предложив парламенту продлить анализ СЭЗ и ТПР до 31
октября 2007 года. При этом глава
комиссии народный депутат Алексей Плотников (Партия регионов) уже сейчас
заявил, что одной из рекомендаций комиссии будет сокращение количества СЭЗ и
ТПР. "Те структуры, которые работали и выполняли свои инвестиционные
обязательства и обязательства перед бюджетом, будут рекомендованы на продление
своей работы,– сказал он.– А по зонам, которые не работали, вряд ли будем
настаивать на возобновлении". Кроме того, комиссия намерена исследовать
возможность "преобразования спецзон в центры внедрения новейших
технологий" или создания на их основе экспортноориентированных
логистических комплексов. Эксперты говорят, что
деятельность СЭЗ и ТПР уже давно проанализирована и их
"эффективность" известна, а члены комиссии намеренно тянут время,
отсрочивая предоставление своих выводов. По мнению эксперта Центра им.
Разумкова Константина Кузнецова, эта ситуация может объясняться намерениями
коалиционных сил "подтянуть под себя финансово-экономические группы",
которые могли бы профинансировать их избирательную кампанию. "Будут
стимулировать бизнес обещаниями, что в новом (2008.–Ъ) году они получат новые
льготы и за счет этого смогут компенсировать потерю финансирования
выборов",– предположил он. Напомним, что Минфин предусматривает введение
льгот спецзонам с 2008 года в Налоговом кодексе. При этом аналитики
опасаются, что в итоговом отчете комиссии могут содержаться рекомендации
ликвидировать не только пустующие спецзоны. "Для комиссии неэффективными
могут оказаться зоны, расположенные в западных регионах, а те, которые в
восточных и южных, будут признаны эффективными",– предположил старший
экономист центра "СASE-Украина" Владимир Дубровский. "Чем ближе
промышленно-финансовые группировки к руководству, тем проще будет им получать
привилегии в отстаивании своих интересов",– добавил господин Кузнецов. НАТАЛЬЯ Ъ-НЕПРЯХИНА | |
|
Всего комментариев: 0 | |