В ближайшие дни будет принят указ президента о неотложных
мерах по развитию фондового рынка, разработанный совместно с участниками рынка.
На конец марта назначено внесение в Верховную Раду 18 законопроектов,
призванных улучшить ситуацию на фондовом рынке Украины. Среди них — законопроекты
об акционерных обществах, системе депозитарного учета, производных ценных
бумагах, противодействии рейдерству. Но реализация большинства этих инициатив
затянется надолго.
Подготовленный проект указа содержит множество необходимых рынку инициатив.
Среди них — стимулирование привлечения средств институциональных инвесторов,
расширение перечня государственных и муниципальных бумаг, введение долгосрочных
облигаций, обеспечивающих защиту от инфляции для негосударственных пенсионных
фондов, либерализация валютного регулирования на рынке ценных бумаг, создание
порядка инвестирования НПФ в иностранные ценные бумаги. Предлагается расширить
перечень финансовых услуг, например, разрешить торговцам предоставлять своим
клиентам кредиты в деньгах или ценных бумагах.
В то же время предлагается ужесточить требования к резервированию для банков
при осуществлении операций с ценными бумагами, ужесточить ответственность за
использование инсайдерской информации и за манипулирование на рынке ценных
бумаг. Не забыли разработчики документа коснуться темы рейдерства —
предлагается усилить систему персонального надзора, определить права ГКЦБФР по
рассмотрению корпоративных конфликтов, ввести регистрацию договоров на ведение
реестра акционеров в ГКЦБФР.
Но задача государства, по мнению авторов документа, состоит не только в
разработке норм функционирования рынка и контроле за их соблюдением, но и в
непосредственном участии государства в торговле на бирже. «Планируется, что
небольшие пакеты акций предприятий, которые не позволяют государству влиять на
управление компаниями, будут продаваться на биржах»,— рассказал глава ГКЦБФР
Анатолий Балюк.
Кроме того, планируется стимулировать предприятия выходить на биржи. «Есть
предложение освободить эмитентов, размещающих эмиссию на организованном рынке,
от уплаты госпошлины за регистрацию»,— рассказал Дмитрий Леонов, председатель
совета Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса.
Если эти инициативы устраивают все стороны, то есть ряд нюансов, которые
вызовут множество споров. Среди них вопросы налогообложения. Например,
предлагается определить эмиссионный доход как капитальные вложения, а не
прибыль предприятия, ввести запрет на налогообложение средств, направленных на
выполнение инвестобязательств, ограничить размер налогового залога двукратным
размером задолженности предприятия. Скорее всего неоднозначно будут восприняты
предложения по корпоративному управлению и защите прав миноритарных инвесторов.
Правда, большинство из них перекликается с редакцией законопроекта «Об акционерных
обществах» и если она будет принята, то ряд острых углов можно будет сгладить.
«Эти требования имеют политическую окраску, поэтому тут не исключены
дискуссии»,— уверяет господин Леонов. Слабо верится и в скорое появление рынка
производных ценных бумаг, ведь пока что в Украине нет нормального рынка базовых
инструментов.
Кроме того, идея расширить доступ населения на рынок гособлигаций
малореалистична. Хотя идея государства перенаправить средства населения с
потребительского рынка, чтобы не создавать инфляцию, на инвестиционный, вполне
понятна. Но для этих целей есть более интересные и доходные способы
инвестирования (инвестфонды, НПФ).
Между тем, как сообщил «i» член рабочей группы по написанию указа, работающий в секретариате
президента, текущий вариант распоряжения главы страны о развитии фондового
рынка может претерпеть много серьезных изменений. «Фактически мы прошли только
первую итерацию по подготовке данного указа. Думаю, через неделю он будет
выглядеть совсем по-другому»,— сообщил чиновник.
Для реализации предложенных мер необходимо принятие множества подзаконных актов
и изменений в законодательство, что может растянуться надолго, учитывая
ситуацию в Верховной Раде. «Рынок получил то, чего ему не хватает, и заручился
поддержкой регулятора, от которого зависит реализация этих предложений. Если
хотя бы треть инициатив, которые заложены в этом указе, будет реализована в
течение года — это уже будет хорошо. Но иногда хорошие начинания реализуются
таким образом, что они могут не только не улучшить ситуацию, но и усугубить
ее»,— опасается Анатолий Федоренко, вице-президент КУА «Кинто».
Автор: Регина ДАЦЮК
Экономичесикие известия 19.02.2008 №
30(793)
|