15:41 Парламенту предлагают установить возрастное ограничение для главы НБУ | |
Киев. 21 июля. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Парламенту Украины предлагают внести поправки в закон о Национальном банке Украины (НБУ), которыми предусматривается, что глава Нацбанка увольняется с занимаемой должности при достижении 65-летнего возраста. Соответствующий законопроект зарегистрирован в Верховной Раде (№4787-1) 17 июля. Инициаторами законодательного акта выступили первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам правосудия Юрий Кармазин (фракция "Наша Украина–Народная Самооборона"), член комитета зарубежных дел Александр Стешенко (фракция "Блок Юлии Тимошенко") и член комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Юрий Прокопчук (фракция "Блок Юлии Тимошенко"). Как известно, действующий глава НБУ Владимир Стельмах уже достиг 70-летнего возраста. Законопроектом, текст которого размещен на веб-сайте парламента, также предлагается предусмотреть увольнение главы центрального банка в случае необеспечения в течение года стабильности гривни. При этом поправками уточняется, что стабильность денежной единицы Украины – это обеспечение годового изменения цен на товары и услуги, цен на кредитные ресурсы и курса гривни к основным иностранным валютам не более чем на 10%. Документом предлагается запретить одному и тому же лицу работать в должности главы НБУ более чем дважды: главой центробанка сможет стать лицо старше 35 лет, с позитивной деловой репутацией, с высшим банковским образованием и научной степенью не ниже доктора наук, а также при наличии более 10 лет опыта работы, связанной с банковской деятельностью. Законопроектом также предлагается закрепить за Советом НБУ компетенцию установления и изменения параметров валютного курса: нарушение этого требования также может стать причиной увольнения главы НБУ. Авторы документа также предлагают ввести требование о публикации данных о доходах, ценных бумагах, недвижимом и ценном движимом имуществе, вкладах в банках главы и членов правления Нацбанку. Относительно правления НБУ, в законопроекте отмечается, что доступ в этот орган управления центральным банком должен быть закрыт, в частности, для лиц, которые занимаются какой-либо оплачиваемой работой или входят в состав правления предприятий, действующих с целью получения прибыли. При этом предлагается ограничить общую численность сотрудников НБУ на уровне 1500 человек. Законопроектом предлагается сохранить за Советом НБУ право применения отлагательного вето на решения правления, тогда как ранее президент Украины предложил законодателям изъять это право из соответствующего перечня полномочий. Кроме того, предлагается разрешить Совету НБУ давать персональную оценку деятельности должностных лиц Нацбанка и рекомендации по назначениям главы НБУ или членов правления центробанка. Относительно состава Совета НБУ в законопроекте предусматривается, что его членами не смогут быть, в частности, народные депутаты, члены правительства, предприниматели или руководители/акционеры банков. Проектом законодательного акта также предусматривается, что полномочия состава Совета НБУ досрочно прекращаются при необеспечении стабильности гривни. Авторы документа также предлагают уточнить понятие существенного участия, истолковав его как прямое или опосредованное владение тремя и более процентами уставного капитала. Законопроектом также предлагается ограничить присутствие на украинском рынке банков с иностранным капиталом: участие иностранцев в банковской системе Украины не должно будет превышать 15% совокупной суммы уставных капиталов и активов банков. При этом предусматривается введение запрета на рефинансирование НБУ банков с долей иностранного капитала на уровне свыше 25%. Кроме того, предлагается введение запрета на участие в банках страны иностранным государственным банкам или учреждениям, которые зарегистрированы в оффшорных зонах. Предлагается также запретить вхождение в руководящие органы украинских банков граждан других государств. Как сообщалось, в Украине уже действуют дочки российских банков с большой госдолей - Внешэкономбанк, Внешторгбанк и Сбербанк. Законопроектом также предлагается сократить перечень приемлемого обеспечения под кредиты рефинансирования НБУ, оставив в нем лишь государственные ценные бумаги и средства на корсчетах банков. Авторы законопроекта предлагают ввести обязательную регистрацию в Министерстве юстиции нормативных актов Нацбанка: письма НБУ потеряют статус обязательных к выполнению. Проектом законодательного акта также предлагается ввести Нацбанк в сферу контрольной деятельности Главного контрольно-ревизионного управления Украины, которое подчиняется Кабинету министров. При этом предусматривается введение запрета на авансовое перечисление Нацбанком в госбюджет сумм превышения его доходов над расходами. В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что принятие законопроекта, среди прочего, повысит ответственность руководителей НБУ. | |
|
Всего комментариев: 0 | |