17:45 Лишний рот "Лукойла" | |
Три года назад российская компания "Лукойл" завершила капитальный ремонт своего Одесского НПЗ, стоивший ей примерно 200 млн долл. Но окупить эти затраты компания, похоже, сможет только одним способом - продав завод. После модернизации Одесский НПЗ стабильно проработал лишь год, в 2010 он уже испытывал систематические перебои с сырьем, в 2011- остановился полностью. Под корпоративной крышей Лукойла сегодня собрано 9 крупных НПЗ и 2 мини. Их суммарные мощности по переработке нефтяного сырья превышают 70 млн тонн в год. В 2010 году они были задействованы более чем на 90%, а некоторые предприятия смогли даже похвастаться более чем 100%, фактически прыгнув выше головы. Членом лукойловской семьи является и украинский НПЗ в Одессе. Правда, все больше на правах бедного родственника. Прошлый год он отработал хуже всех собратьев, осилив лишь 1,45 млн тонн нефти, а в 2011 вообще перешел на полное иждивение материнской компании. Одесский НПЗ стоит с прошлой осени и, судя по всему, в нынешнем году запускаться не будет. Ведь в графике российской Транснефти прокачка на Одессу не предусмотрена. Хотя в Одессе сходятся сразу две нефтепроводные системы Украины, ни одной из них местный НПЗ воспользоваться не сможет. Раньше на одесский завод основной объем сырья поступал по Приднепровским нефтепроводам через Мичуринск, Кременчуг, Снегиревку. Небольшие партии могли заходить и по реверсному маршруту через Броды. Но в конце 2009 года государственная компания "Укртранснафта" отказала Одесскому НПЗ в пользовании Приднепровскими нефтепроводами. Мотив - по ним теперь будет качаться танкерная нефть от той же Одессы до Кременчуга, где работает крупнейшая в стране нефтеперерабатывающая компания - "Укртатнафта". В 2011 году одесский завод лишили и реверсной альтернативы. Трубу Одесса - Броды зарезервировали под азербайджанскую нефть, поступающую с моря на Мозырьский НПЗ в рамках белорусско-венесуэльского контракта. Впрочем, этот путь, долгий и дорогой, одесситам и так не очень нравился. У руководства Лукойла оставался только один выход - наладить поставки сырья на завод, используя те же танкеры. Но маркетологи компании заявили, что нет смысла закупать нефть для Одессы где-то на Каспии, когда у Лукойла ее в избытке. Но вот доставлять свое сибирское сырье в Украину, допустим через Новороссийский порт, компании неудобно по логистике. Да и стоит это намного дороже, чем транспортировка нефти по трубе. По оценкам Лукойла, разница равна примерно 6 долл./тонн. Если бы Одесский НПЗ имел для Лукойла какое-то стратегическое значение, то, возможно, там и пошли бы на такие жертвы. Однако ни по мощности, ни по технологиям, ни по рыночной дислокации украинский актив для Лукойла особой важности не представляет. Для покрытия нужд украинской и молдавской АЗС-сети "красно-белых" вполне хватает румынского НПЗ в Плоешти. Последний тоже пережил реконструкцию в середине 2000 годов, причем более основательную. В результате румынский завод сейчас дает 77-79% выхода светлых нефтепродуктов (это лучший показатель среди всех НПЗ Лукойла, как российских, так и зарубежных) против 49% одесских. Компания Вагита Алекперова, у которой причерноморском регионе есть три НПЗ, ставку сделала на те, которые географически уже в Евросоюзе или поблизости к нему, т. е. на тот же завод в Плоешти и завод "Нефтехимик" в болгарском Бургасе. Одесскому же НПЗ уготовили участь рабочей лошадки, обслуживающей более перспективных коллег. Ведь результатом капремонта в Одессе не стало увеличение мощностей по переработке (они так и остались на уровне еще советских 3 млн тонн) или же закупка новых технологических линий (отреставрировали старые). Единственный серьезный объект, построенный на Одесском НПЗ в 2006-2008 годах с нуля, - установка висбрекинга, позволяющая выпускать вместо мазута больше вакуумного газойля, к тому же лучшего качества. Но газойль - не бензин, его на заправку не повезешь. Поэтому основная доля этого продукта просто уплывала на дальнейшую переработку в Бургас по схеме "порт-порт". В прошлом году на мазут и газойль приходилось почти 47% от общего объема одесского производства. Это означает, что НПЗ в Одессе только половину готовых нефтепродуктов отправлял на топливный рынок, а вторая половина в виде полуфабриката поступала на другие предприятия лукойловской группы. Вероятно, такая схема просуществовала еще долго, если бы Одесский НПЗ не вступил в конфликт с Укртранснафтой, точнее - с группой "Приват", контролирующей и эту компанию, и уже упоминавшийся кременчугский НПЗ "Укртатнафта". В южных областях Украины приватовцы испытывали довольно острую конкуренцию в топливном опте со стороны одесского завода. И избавились от нее лишь в конце 2009, когда Укртранснафта сменила направление прокачки на Приднепровских трубопроводах. По ним стала подаваться азербайджанская нефть, закупаемая Кременчугским НПЗ в Одесском порту. В результате Лукойл лишили технологической возможности качать свой российский ресурс на свой украинский завод. Одновременно Украина потеряла и транзит казахской нефти в направлении ее южных портов, который составлял до 7-8 млн тонн в год. "В агрессивной политике Укртранснафты откровенно просматривались попытки принудить Лукойл покупать более дорогую азербайджанскую нефть для переработки на Одесском НПЗ. Это существенно улучшило бы экономику поставок нефти из Азербайджана в Украину, которые наладила группа "Приват", - утверждает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. Но в штаб-квартире Лукойла подсчитали, что дешевле остановить завод в Одессе, чем финансово подпитывать конкурентов. Ведь Приват сегодня контролирует не только трубопроводные маршруты в стране, но и одесскую морскую перевалку. В итоге только в 2010 Лукойл потерял в Одессе 588 млн грн. - именно столько составили убытки местного нефтеперерабатывающего завода. В 2011 они, вероятно, будут меньше, поскольку предприятие прекратило работу. Но ведь потери несет не только российская нефтяная компания. В Одесской облгосадминистрации считают, что именно остановка НПЗ стала причиной того, что за первое полугодие промышленное производство в регионе сократилось на 12%. "Если бы завод работал хотя бы как в 2010 году, мы имели бы темпы роста 110%, что было бы выше, чем в целом по Украине, на 2%", - заявил недавно на аппаратном совещании начальник главного управления экономики облгосадминистрации Олег Муратов. К тому же фактически поставлен крест на дальнейшем техническом усовершенствовании завода. По крайней мере, в ближайшее время. Реконструкция 2006-2008 годов не решила задачу по выводу Одесского НПЗ на уровень европейских отраслевых аналогов. Но создала базу для следующего этапа модернизации, который можно было бы осуществлять и без остановки завода. В частности, Лукойл обещал к 2011-2012 годам соорудить в Одессе установки очистки вакуумного газойля и гидрокрекинга (или каталитического крекинга), что позволило бы довести выход светлых нефтепродуктов до уровня 74%, а выпуск высокооктановых бензинов увеличить в 2,5 раза. В.Алекперов готов был потратить на эти цели до 500 млн долл. Правда, вопрос тогда упирался и в получение дополнительных земельных участков, поскольку расширить производство на нынешней заводской промплощадке довольно проблематично. Но земельный воз и ныне там, а экономика работы Одесского НПЗ ухудшилась дальше некуда, соответственно на содержание завода в Москве выписали крайне скромный бюджет. Согласно утвержденной Лукойлом инвестиционной программе предприятию полагается всего-то 7,3 млн долл. капиталовложений - в 2011 году, примерно 9 млн долл. - в 2012, примерно 15 млн долл. - в 2013. Причем в основном деньги будут тратиться на то, чтобы поддерживать в рабочем состоянии простаивающее оборудование. Например, главный инвестпроект нынешнего года - это реконструкция заводской наливной эстакады. Современный НПЗ за такие незначительные деньги не обустроишь. Но, похоже, Лукойл такую цель уже и не ставит. Ему важно с минимальными финансовыми затратами поддержать в работоспособном состоянии одесский актив, пока на него не появится достойный покупатель. Два самых реальных - та же группа "Приват" и азербайджанская нефтяная госкомпания SOCAR. Последняя проявляет большую активность в топливной рознице стран Причерноморья, но испытывает острый дефицит перерабатывающих мощностей в этом регионе. Точнее, таких мощностей у нее нет вообще. Бакинские НПЗ по качеству изготовляемой продукции на европейские рынки не ходоки, а турецкая нефтехимическая компания Petkim, где SOCAR владеет долей 51%, - все-таки далеко. При этом азербайджанцы уже окучивают рынок нефтепродуктов Украины, где имеют 8 действующих АЗС и еще 50-100 в планах, а в июне купила первые 14 заправок в Румынии. В качестве подспорья своим планам по экспансии в Европу SOCAR намерена разместить в текущем году евробонды на 500 млн долл. При такой стратегии покупка азербайджанцами собственного НПЗ в Южной Европе - лишь вопрос времени. И с этой точки зрения Одесса - очень хороший плацдарм. Да и сырьевую проблему местного НПЗ азербайджанской компании решить легче, чем кому бы то ни было. Она и собственным нефтяным ресурсом в черноморском бассейне обладает, и от российско-украинской трубопроводной сети не зависит. Нужно только, чтобы Алекперов договорился с земляками. Ярослав Ярош | |
|
Всего комментариев: 0 | |