Сделка по продаже «Росинки» должна завершиться в апреле.
Предположительно покупателем станет инвестиционный фонд Advent International.
Цена воп-роса – около $60 млн.
Продажа одного из крупнейших производителей напитков в Украине завода «Росинка»
имеет непростую историю. Более года назад инвесткомпания «ТЕКТ» начала скупать
акции трудового коллектива. Это вызвало недовольство руководства предприятия.
Как считают в инвесткомпании, позиция топ-менеджмента объясняется тем, что
руководство «Росинки» было против ее выкупа. Кроме того, на момент активной
скупки акций «ТЕКТом» велись переговоры и с другим покупателем – главой инвестиционной
компании «Днепркапитал» Майклом Мальцевым. Они продолжались не первый день. «Но
на самом деле у г-на Мальцева не было достаточно денег для того, чтобы
расплатиться за завод в один прием», – говорит президент группы компаний «ТЕКТ»
Вадим Гриб. На тот момент группе удалось выкупить 27% акций предприятия, и
скупка приостановилась. Позже появились компании, которые также изъявили
желание приобрести предприятие, к примеру, компания «Славутич капитал».
Одновременно руководство «Росинки» вместе с Мальцевым начали поиск инвестора с
предложением выкупа оставшегося пакета. В результате таковым оказался партнер
«ТЕКТа» – Андрей Иванов. Вместе с ним были выкуплены оставшиеся паи (всего
99,97%). Сумма, уплаченная только за акции предприятия, составила приблизительно
$25 млн. Опять
продажа
Сегодня «ТЕКТ» перепродает «Росинку». Завершение сделки по ее продаже может
состояться в средине апреля. Именно к этому времени должно решиться, станет ли
новым владельцем завода западный инвестиционный фонд Advent International, или
собственники «Росинки» будут продолжать поиск покупателя. Предположить, какой
будет стратегия нового хозяина относительно дальнейшего развития предприятия,
несложно. Эксперты рынка прогнозируют два варианта развития событий. Первый –
стабильные инвестиции в модернизацию и расширение производственных мощностей
завода на протяжении двух-трех лет и в дальнейшем продажа его стратегическому
инвестору, вероятнее всего – зарубежному оператору. Второй – перенос мощностей
«Росинки» за пределы города и снова-таки продажа в перспективе. Кроме того,
новый владелец предприятия сможет заработать на продаже земли в центральном
районе Киева. По оценке экспертов, стоимость земельного участка, на котором
расположена «Росинка», колеблется в пределах $20-30 млн. Свои не
потянули
В тендере за «Росинку» боролись многие компании – около 25. Как отечественные,
так и зарубежные. Почти 5% доли украинского рынка заинтересовали как
производителей, для кого этот бизнес является профильным («Новые продукты», IDS
Group, «Эрлан» и др.), так и тех, кто планировал перепродать бизнес в будущем.
Также в тендере участвовали структуры, для которых ни доля рынка, ни сам бренд
ничего не значили – главной целью для них была земля. Первым и главным
отсеивающим фактором стала стоимость «Росинки» – «ТЕКТ» изначально выставила
цену $50 млн. Отечественные же компании не смогли себе позволить подобную
роскошь и сошли с дистанции на отметке $40 млн. Вторая причина того, что
профильные инвесторы не стали бороться за «Росинку», это то, что
местонахождение в центральных районах столицы налагает ограничения на
расширение производства. Покупать и вывозить производство за пределы
города – довольно хлопотно и затратно. «Производственная площадка в городе не
совсем интересна, активно развивать водный бизнес на этой территории нереально.
Покупать и вывозить ее за пределы города – довольно хлопотно и затратно. По
моему мнению, компания, которая приобрела «Росинку», скорее всего, перенесет
производство за пределы города, вложит инвестиции в его развитие, а имеющуюся
землю продаст и заработает на этом неплохие деньги. Для того чтобы из одного
бизнеса сделать два, может понадобиться около пяти лет», – говорит Николай
Кмить, генеральный директор холдинга IDS Group. Свой интерес к предприятию
объяснил представитель одного из участников тендера, начальник отдела
маркетинга ЗАО «Эрлан» (ТМ «Биола») Федор Селиванов. «Нам это предприятие
интересно только с точки зрения торговой марки. Возможно, интересно также как
киевский плацдарм для нашего производства», – признался он. По словам
генерального директора холдинга IDS Group Николая Кмитя, их не устроил скорее
стратегический вопрос, нежели финансовый. «Здесь больше специализация на
сладкие напитки. К тому же предприятие использует воду, которая добывается на территории
этой же промышленной площадки, в Киеве, а мы специализируемся на производстве
природной минеральной воды из чистых курортных регионов», – подчеркнул
Кмить. Рынок с
пузырьками
В настоящее время на отечественном рынке пивобезалкогольных напитков
заключается много сделок по слияниям и поглощениям. Пока между собой
«разбираются» отечественные игроки. К примеру, всем участникам рынка известно о
концентрации всей производимой в Украине минеральной воды под ТМ «Трускавецкая»
«под одним крылом». Речь идет о холдинге IDS Group (ТМ «Моршинская»,
«Миргородская», «Боржоми» и др.). На сегодняшний день существуют три игрока,
работающие с этой торговой маркой: предприятия, входящие в IDS Group,
«Аква-Эко» и «ТСБ». На протяжении двух лет холдинг вел переговоры с другими
производителями «Трускавецкой», однако сконцентрировать все ТМ у себя IDS Group
пока не удается. По словам Николая Кмитя, за время переговоров они «столкнулись
с тем, что первоначально не было понимания необходимости объединения». Однако
он не исключает вероятности того, что переговоры об объединении с остальными
производителями будут продолжены в перспективе. Идея IDS Group – в создании
мощного бренда с соответствующей маркетинговой поддержкой, национальной
дистрибуцией, инвестициями в производственную базу и т. д. Кто к нам
придет?
Эксперты рынка уже несколько лет прогнозируют приход в Украину таких мировых
игроков на рынке воды, как PepsiCo, Nestle, Danone, RC Cola и др. Тем не менее
западные производители особо не спешат на отечественный рынок безалкогольных
напитков. Кроме того, их приход тормозит отсутствие в Украине продающихся
предприятий, которые могли бы полностью удовлетворить их требованиям. Лидеры же
рынка пока не спешат продавать свой бизнес. «В Украине есть много заводов, однако
они запрашивают очень много денег, которых не стоят», – говорит Николай Кмить.
Причем он утверждает, что сегодня в Украину дешевле зайти через строительство
завода с нуля – это обойдется в $10-15 млн., включая стоимость земли. «Покупая
за эти же деньги какого-либо производителя, вы получаете полуразрушенный завод
с устаревшим оборудованием и проблемной историей. И плюс столько же надо
вложить в модернизацию», – подчеркнул
он. История
продажи КП «Росинка»
После скупки акций «ТЕКТом» на предприятии состоялось собрание коллектива, на
котором было принято решение о реорганизации КП «Росинка» в ОАО. В планах
«ТЕКТа» – привлечение стратегического инвестора, который сможет развивать
предприятие, повышая его капитализацию. С этой целью был проведен тендер по
выбору консультанта для поиска стратегического инвестора. Победителем стала
компания «Ренессанс капитал», которая впоследствии объявила тендер на продажу
«Росинки» и направила предложения всем потенциальным покупателям. Первыми
отреагировали отечественные ФПГ, предложившие за «Росинку» порядка $36-40 млн.
Тендер был продолжен, поскольку изначально «ТЕКТ» рассчитывал получить от
продажи не менее $50 млн. На отметке $40 млн. украинские компании сошли с
дистанции. Дальше в тендере участвовали финансовые компании, которым «Росинка»
была интересна как объект для последующей перепродажи. На финальной стадии
тендера оставалось три компании, которые готовы были заплатить свыше $50 млн.
Но после окончательных переговоров и предложений победителем конкурса стала
компания Advent nternational.
Сама
сделка еще не заключена. В настоящее время Advent International проводит due
dilligence (оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия,
позволяющая покупателю уменьшить риск столкновения с неприятными неожиданностями,
которые могут возникнуть после заключения сделки. – Ред.). Через две недели
после аудита состоятся очередные переговоры, на которых и будут определены
окончательное решение по поводу продажи «Росинки» и условия сделки.
Николай
Кмить, генеральный директор холдинга IDS Group
В настоящее время на рынке минеральной воды представлены около 250
производителей. Тройка лидеров остается неизменной уже долгое время, и третий
год подряд их доли растут за счет уменьшения количества небольших производителей.
В большой мере это связано с активным ростом торговых сетей. Дело в том, что
сети предпочитают работать только с крупными операторами, которые, в отличие от
мелких производителей, могут обеспечить стабильное качество продукции, ее
активную маркетинговую поддержку, более привлекательные финансовые условия
сотрудничества. Чем больше в Украине разрастаются сети, тем большей становится
доля крупных игроков рынка минеральной воды. Растет еще один сложный канал
продвижения – HoReCa. Сюда тоже не так просто попасть небольшому производителю,
поскольку посетители «имиджевых точек потребления» желают платить не просто за
продукт, а за продукт с именем. В настоящее время топ-тройка игроков
выглядит следующим образом: IDS Group, Coca-Cola и «Оболонь». Я считаю, что со
временем на рынке останутся только сильные региональные лидеры и игроки
национального масштаба.
Я
думаю, что в любом случае на украинский рынок будут заходить новые крупные
западные игроки. Вот уже несколько лет подряд рынком интересуется компания
PepsiСo. У них стратегия – это заход через удачного партнера. Поскольку Pepsi
сегодня разливает BBH, нужна еще дополнительная площадка для разлива питьевой
воды Aqua Minerale. В принципе, идеальным вариантом было бы разливать питьевую
и сладкую воду на одном заводе. Однако я думаю, что в Украине сегодня нет
производства, которое бы отвечало всем требованиям PepsiСo и которое
продавалось бы. Да и если разобраться – сегодня в стране никто не продает
бизнес. Интересный вариант – «Росинка», где можно разливать сладкую и
минеральную воду. Однако расположение предприятия практически в центре города
ограничивает расширение производственных мощностей. Логичнее всего было бы
перенести производство за город и продать землю. Но PepsiСo на это не пойдет,
так как этой компании не нужны лишние хлопоты.