Отечественные
финучреждения активно используют схемы ухода от налогообложения. По этой
причине государственная казна недополучает около одного миллиарда гривен в год.
Налоговики подсчитали: упразднение схем ухода от налогообложения, которые
применяют только банки, увеличило бы ежегодный госбюджет на 300 миллионов
гривен. А если свершится чудо, и все украинские финучреждения будут честно
перечислять в казну сколько причитается, тогда эта цифра и вовсе составит 0,8 —
1 миллиард гривен.
Только по справедливости, Бендер!
Однако пока чудом и не пахнет. Наоборот — когда Государственную налоговую
администрацию Украины (ГНАУ) возглавил Александр Киреев (в марте 2005 года),
первым делом он начал «выбивать» налоги из банков. Александр Иванович,
проработав долгое время в Национальном банке на руководящих должностях, хорошо
знает, на что способны его бывшие подопечные в таком тонком деле, как
минимизация (или, как предпочитают говорить сами банкиры, «оптимизация»)
налогообложения. Тогда же за банкиров попробовала взяться и Юлия Тимошенко,
которая в то время была премьер-министром. Она даже провела встречу с
руководителями банков, на которой пыталась уговорить их перечислять в бюджет
«по справедливости».
Генераторы «минимизаторских» идей
Однако банкиры, мягко говоря, проигнорировали заявления высокопоставленных
чиновников о необходимости «заботиться» о государственном бюджете. Такую
возможность им предо-ставляет финансовое законодательство, в котором умелые
специалисты находят лазейки, позволяющие уменьшить налоговую нагрузку. Они
этого, кстати, не скрывают. «А зачем скрывать? Ведь оптимизировать
налогообложение и финансовые потоки никто не запрещает», — говорит один из
участников рынка. Понятно, что пока у финансистов (банкиров, страховщиков,
фондовиков) есть возможность платить меньше, они будут ею пользоваться.
Специалисты консалтинговых компаний отмечают, что правильно разработанная схема
по минимизации налогов абсолютно легальна, а для ее создания используются
недоработки в законодательстве. «Можно сказать, что разработкой схем
оптимизации частично занимается и сам законодатель, создавая «прорехи» в
нормативных актах или осознанно устанавливая льготные налоговые режимы», —
говорит партнер отдела налогово-юридических услуг компании Ernst & Young
Владимир Котенко.
По словам специалистов, разработка схемы по оптимизации налогов — довольно
кропотливая работа, которая требует привлечения специалистов из различных
областей. «Для разработки эффективной схемы по оптимизации налогов необходимо
сотрудничество юристов, аудиторов, консультантов по различным отраслям права и
экономистов», — отмечает начальник международного отдела консалтинговой группы TAXConsulting Татьяна Головко.
В зависимости от того, какие цели преследует оптимизация, стоимость услуг
профильных консалтинговых компаний колеблется от полутора-двух тысяч до
десятков тысяч долларов. «Некоторые известные компании, которые входят в
«большую четверку» (аудиторские компании Pricewa-terhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG. —
«ДЕЛО»), за построение холдинговой структуры, которая включает в себя не только
выстраивание схемы владения активов, но и распространение финансовых потоков
(без налогового планирования), берут около 30 тысяч долларов», — рассказали
«ДЕЛУ» в консалтинговой группе «DLLTopConsulting». Иногда стоимость таких услуг рассчитывается
как процент от тех средств, которые удалось «сэкономить».