В венгерском городе Захонь, находящемся в 40 км от
границы с Украиной, при участии железнодорожных администраций двух стран будет
построен международный логистический центр для обработки железнодорожных
грузов. По крайней мере такую идею лоббирует президент Виктор Ющенко. По мнению
экспертов и экспедиторов, проект выгоден лишь венграм.
Как сообщает пресс-служба главы государства, во время встречи президентов
Украины и Венгрии Виктор Ющенко назвал проект строительства логистического
центра и широкой (1520 мм) колеи до г. Захонь одним из основных совместных
проектов. «Мы как государство очень заинтересованы в том, чтобы активизировать
этот проект»,— приводит пресс-служба слова президента. Также президент
настаивает на возобновлении работы комиссии, изучающей этот вопрос.
Комиссия для изучения целесообразности проекта создана еще в феврале прошлого
года по инициативе экс-министра транспорта Николая Рудьковского. По информации
«i», идея
строительства была заморожена, так как специалисты «Укрзалізниці» не дали
заключения о необходимости такого центра. Не в пользу проекта говорит и тот
факт, что изначально он планировался как украинско-венгерско-российский, но в
декабре 2007 г. Россия вышла из него, посчитав, что он экономически невыгоден.
Как рассказал «i» источник в
управлении внешних связей «Укрзалізниці», проект центра уже разработан, объем
необходимых инвестиций — EUR40 млн. Но, как говорит чиновник, никакого государственного интереса в
строительстве терминала нет: «Нам выгодней построить такой центр на своей
территории, в Чопе. Тогда на этом заработает наша страна, а не соседи». В
поддержку строительства логистического комплекса в Чопе высказывается и
эксперт, директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава:
«В районе Чопа находятся не только украинско-венгерская, но и
украинско-словацкая границы, то есть зона действия терминала была бы больше».
Представители экспедиторских компаний, работающих непосредственно в этом
регионе, вообще считают, что существующих терминальных мощностей на
украинско-венгерской границе достаточно, а обеспечить загрузку нового терминала
будет нелегко. «Сейчас вся железнодорожная логистика сосредоточена в руках
частных компаний. 8 небольших центров работают на венгерской стороне, 4 — на
нашей. Причем загрузка наших терминалов иногда не достигает 60%»,— рассказывает
Василий Палко, гендиректор экспедиторской компании ООО «Пакобо» (Чоп). Виктор
Ющенко заявил, что результатом строительства терминала станет рост объема
транзита грузов через украинско-венгерскую границу на 30 млн. т в год. Между
тем, по данным «Укрзалiзниці», в 2007 г. объем железнодорожного транзита между Украиной и Венгрией
составил около 3 млн. т. А среднегодовой рост объемов грузооборота на этом
направлении — не более 8-10%.
Остается предположить, что сделанное Виктором Ющенко заявление — лишь
дипломатический ход для поддержания добрососедских отношений с венгерским
президентом. Поговаривают, что слова последнего о необходимости логистического
центра в Захоне — не более чем попытка завоевать симпатии своих избирателей на
выборах (состоятся в 2010 г.). Район возле украинской границы — один из самых
отсталых регионов Венгрии, и обещания об экономическом развитии этого региона
руководители страны часто дают в расчете на политические дивиденды.