Операторы
фиксированной связи продолжают воевать за рынок широкополосного доступа в
частном сегменте. И если полгода назад звучали лишь декларации о намерениях, то
сегодня начинают постепенно реализовываться конкретные проекты.
Для того чтобы быстрее завоевать себе клиентов, компании используют любые
возможности. В том числе все чаще пытаются добраться до новых абонентов с
помощью радиодоступа, используя его в качестве «последней мили». Для этого они
разворачивают соответствующие радиосети или пользуются беспроводными
возможностями партнеров.
Как сообщил вчера гендиректор «Датагруп» Александр Данченко, оператор намерен
увеличить количество абонентов услуги широкополосного доступа в интернет с 18
тыс. до 54 тыс. до конца 2009 г. Для того чтобы доставать клиентов во всех
районах, «Датагруп» сейчас реализовывает проект построения собственной
национальной беспроводной сети в частотном диапазоне 1,5-1,8 ГГц. На сегодня
уже построено 116 базовых станций в 15 городах Украины.
По итогам первого квартала этого года, количество абонентов широкополосного
доступа в интернет (ШПД) в Украине составило 1,05 млн., согласно данным
iKS-Consulting. Объем доходов от услуг доступа в интернет в Украине за данный
период достиг $73 млн., что на 65% больше по сравнению с соответствующим
периодом 2007 г. На конец первого квартала 2008 г. количество частных абонентов
ШПД достигло 860 тыс. Уровень проникновения ШПД вырос с 2,8% в первом квартале
2007 г. до 5% от общей численности домохозяйств Украины в 2008 г. Лидерами по
количеству подключений пока остаются компании «Укртелеком», «Воля» и
«Оптима-Фарлеп-ЦСС».
Конкуренты «Датагруп» разрабатывают похожие стратегии по захвату ШПД-частников.
«Голден Телеком» (теперь в структуре Beeline) также рассчитывает, очевидно, при
реализации своей стратегии завоевывать абонентов отчасти с помощью беспроводных
средств связи и, кроме того, с помощью расширения протяженности своей проводной
сети за счет интеграции с Beeline. Как сообщили «i» в Beeline, за второй
квартал этого года оператор увеличил количество пользователей ШПД до 6 тыс.
человек, т.е. на 50% по сравнению с прошлым кварталом. При этом ARPU ШПД
составил $32,7.
Планы «Оптима-Фарлеп-ЦСС» (контролируется СКМ Рината Ахметова) выглядят также
амбициозно, как и у «Датагруп». Как заявлял «i» ранее глава этого оператора
Юрий Чуйков, объединенная компания обслуживает порядка 85 тыс. по
широкополосному доступу в интернет. «Наши темпы роста не могут быть ниже темпов
роста всего рынка. Так, рынок фиксированной телефонии сегодня растет на 3,5% в
год, бродбенд — на 40%, а передача данных — на 70%. Мы хотим показать близкие
цифры в 2008 г. Касаемо долгосрочной перспективы, то вы можете почти удвоить эти
показатели, это и будут как раз те цифры и результаты, которые мы хотим
показать в будущем»,— говорил он. Отметим, что у «Оптима-Фарлеп-ЦСС» также есть
радиоподдержка партнера — компании «ММДС Украина»,— но насколько будет
реализовано такое сотрудничество, учитывая частые смены менеджмента в
последней, пока остается под вопросом.
И наконец, по-видимому, самые амбициозные планы по ШПД сейчас вынашивает
руководство естественного монополиста рынка фиксированной связи ОАО
«Укртелеком». По словам заместителя председателя правления компании Игоря
Сиротенко, в 2008 г. количество абонентов ШПД достигнет 1,54 млн., в том числе
абонентов «Укртелекома» — 0,54 млн. «Посмотрите, что произошло с нашей услугой
широкополосного интернета «ОГО». Мы начали предоставлять ее в 2005 г. и
закончили год примерно с 8 тыс. клиентов. 2006 г. мы закончили с результатом
примерно 70 тыс. человек, прошлый — 205 тыс. клиентов. И сегодня у нас уже 330
тыс. клиентов «ОГО». Мы еженедельно подключаем примерно по 8 тыс. человек»,—
подчеркивает он.
Остается надеяться, что желания операторов воплотятся в реальность и рынок ШПД
станет массовым уже через 5-10 лет. Хотя пока его развитие сдерживает невысокий
показатель количества ПК на душу населения.
Автор: Станислав ЮРАСОВ
|