В первом квартале
2008 г. должны быть приватизированы два объекта судостроительной отрасли: ОАО
«Феодосийская судостроительная компания «Море» и ГП «Измаильский судоремонтный
завод». Эксперты полагают, что интерес к этим активам проявят бизнесмены, уже
владеющие судостроительными предприятиями или судоходными компаниями.
На феодосийском заводе новость о продаже восприняли с радостью. Как сказал «i» замгендиректора
ФСК «Море» Игорь Кучкий, финансовое состояние предприятия оставляет желать
лучшего: «Кредиторская задолженность — около 100 млн. грн. Мы специализируемся
на производстве судов и кораблей из легких сплавов. Это очень
высокотехнологичная, но и дорогая продукция, поэтому спрос на нее в последнее
время падает». По его словам, «Море» готовится к перепрофилированию своих
мощностей для постройки судов из черных металлов, цена которых существенно
ниже, а спрос на них больше. Господин Кучкий привел в пример керченский
судостроительный завод «Залив» (принадлежит бизнесмену Константину Жеваго),
использующий черные металлы. В 2006 г. «Залив» реализовал продукцию на 74 млн.
грн., а ФСК «Море» за весь 2007 г. — на 5 млн. грн.
На измаильском заводе отказались комментировать новость о грядущей продаже,
сославшись на занятость руководства.
«Скоро фактически каждая ФПГ захочет строить суда и обзаводиться собственным
флотом. Дело в рентабельности такого производства. Если в случае продажи
продукции судостроения она составляет 1-1,5%, то в условиях интегрированного
производства размер чистой выручки может в 2-2,5 раза превысить себестоимость.
За 20 лет эксплуатации танкера или сухогруза собственного производства ФПГ может
получать более $100 млн. чистого дохода»,— говорит вице-президент ассоциации
судовладельцев «Укрсудпром» Виктор Лисицкий.
Преимущества построения единой интегрированной цепи производства, которая
включала бы в себя также и транспортную составляющую, уже оценили Константин
Жеваго (кроме завода «Залив» владеет ЗАО «Киевский судоремонтный
судостроительный завод»), Константин Григоришин (аффилированным с ним
структурам принадлежит 29,4% акций ОАО «Севморзавод», он же осуществляет
контроль над АСК «Укрречфлот»), Вадим Новинский (в сферу его влияния входят АХК
«Черноморский судостроительный завод» и ОАО «Херсонский судостроительный
завод»). «Не исключено, что каждый из них будет пытаться монополизировать эту
отрасль, и поэтому заинтересуется возможностью приобрести любой актив»,—
отмечает аналитик ИК GaltandTaggart Алексей Некраса. Он добавляет, что заводы могут привлечь
и покупателей, интересующихся землей.
ФСК «Море» занимает территорию 39 га, ИСРЗ — 22 га суши и 13 га водной
акватории.
Не исключено, что условия продажи измаильского завода будут прописаны под
конкретного покупателя: имущественный комплекс предприятия до 2014 г. находится
в аренде у ЗАО «Измаильский судостроительный судоремонтный завод», которое
называют близким к экс-депутату ВР от Соцпартии Игорю Урбанскому.
Вне приватизационного списка остались некоторые судостроительные заводы,
которые эксперты называют гораздо более привлекательными для инвесторов, в
частности: ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» (Николаев) и ОАО
«Керченский судоремонтный завод». Оба предприятия исключены из списка объектов,
не подлежащих приватизации. К николаевскому заводу интерес проявляет Вадим
Новинский — его структуры дают предприятию крупные кредиты, оказывают
техническую помощь и обеспечивают заказами. Керченское ОАО готовят к передаче в
долгосрочную аренду трудовому коллективу, что может означать и дальнейшую смену
собственника.