Финская компания Valio Ltd., один из
крупнейших производителей плавленого сыра в Европе, планирует экспансию на
украинский рынок.
С этой целью недавно была создана компания-дистрибутор продукции Valio в Украине — ООО
«Поларис — С». Учредителем ООО выступил Сергей Силенко, хорошо знакомый
руководству Valio по своей
предыдущей работе. Ранее господин Силенко работал директором по найму в
дистрибуторской компании «Стара Фортеця Трейдинг», которая какое-то время частично
занималась продажами Valio в Украине.
До недавнего времени для финнов единственным приоритетным рынком на территории
СНГ был рынок России. В прошлом году Valio совместно с российской компанией «Леноблмолоко»
(дочерним предприятием дистрибутора Valio в северо-западном регионе России компании «Фудлайн»)
начала проект стоимостью EUR30 млн. по строительству молокозавода в Ленинградской области мощностью
переработки молока 100 млн. л в год. Поставки же в Украину до сих пор
осуществлялись по остаточному принципу через местных дистрибуторов, которые
зачастую параллельно занимались продажами продукции конкурентов. «Дистрибуция в
Украине у нас была не на хорошем уровне. Наши продукты продавались только в
некоторых крупных супермаркетах и совсем не попадали на полки более мелких
сетей»,— говорит директор по экспорту Valio Ари Ахонен. В текущем году руководство ООО «Поларис — С»
планирует потратить более EUR500 тыс. на развитие собственной дистрибуторской сети, а также компания Valio дополнительно
инвестирует EUR150 тыс. на
телевизионную рекламу продуктов. Кроме того, по словам вице-президента Valio Ltd. Вейо
Мерилайнена, сейчас рассматривается возможность производства продуктов под ТМ Valio на одном из
украинских предприятий.
Более подробно рассказать о возможном выпуске продуктов в Украине господин
Мерилайнен отказался. По его словам, специалистами компании уже изучено
производство на нескольких украинских молокозаводах, но о подписании контрактов
речь пока не идет. Сейчас первоочередная задача финнов — наладить
дистрибуторскую сеть. По словам Сергея Силенко, в текущем году Valio рассчитывает за
счет собственного дистрибутора увеличить продажи не менее чем в два раза и
начать поставки в Украину других продуктов: сметаны, йогуртов и творога. В 2007
г. продажи финнов составили 400 т., или EUR2 млн., 90% выручки было получено от
реализации плавленого сыра. Кроме того, Valio Ltd. завозила в
Украину масло и в небольших количествах твердый сыр Oltermanni.
По словам экономиста отдела инвестиционного консалтинга ЗАО «Юпрас Капитал»
Дарьи Джерхоян, сейчас украинский рынок молокопродуктов стал особенно интересен
для западных производителей, что связано с ростом потребления украинцами более
дорогих продуктов. По ее словам, в 2007 г. выпуск плавленых сыров увеличился на
8-10%, до 54-55 тыс. т. По мнению Дарьи Джерхоян, темпы роста сохранятся в 2008
г. Поэтому после французской компании Bel Group, купившей в апреле прошлого года Шосткинский
гормолкомбинат, приобрести активы в Украине вполне могут крупнейшие западные
производители плавленого сыра: Hochland, Valio и Arla Foods. В компаниях Hochland и Arla Foods возможность покупки производства в Украине пока
прокомментировать не смогли. Однако об импорте сыра в Украину думают в компании
«Крафт Фудз Украина». «Мы рассматриваем возможность вывода сыра Kraft на украинский
рынок»,— подтвердил глава правления «Крафт Фудз Украина» Юрий Логуш.
Автор: Ольга ПРОКОПИШИНА
Экономические известия 11.02.2008 №
24(787)
|