09:32 / 20 Февраля 2008
Фонд государственного имущества выставил на продажу
99,52% акций Одесского припортового завода (ОПЗ, Одесская область). Об этом
говорится в сообщении ФГИ.
ФГИ предлагает к продаже 794 703 700 акций завода номинальной стоимостью 1
гривна каждая, выпущенных в документарной форме.
Начальная стоимость пакета составит 3 млрд. гривен, шаг увеличения цены при
проведении торгов с голоса лицитатором - 30 млн. гривен.
Аукцион по продаже акций ОПЗ состоится через 75 дней после объявления конкурса,
то есть ориентировочно 5 мая.
Как сообщалось, 11 февраля Кабинет Министров утвердил условия конкурса по
продаже 99,52% государственного пакета акций Одесского припортового завода.
2007 год ОПЗ закончил с чистой прибылью 308,830 млн. гривен.
В 2007 чистый доход завода увеличился на 18,65%, или на 350,329 млн. гривен до
2 228,862 млн. гривен по сравнению с 2006.
Одесский припортовый завод - 2-й по величине производитель аммиака и карбамида
в Украине, он полностью находится в государственной собственности.
Завод специализируется на производстве аммиака и карбамида, перегрузке
химической продукции, поступающей из стран СНГ на экспорт.
Завод состоит из производственной части, которая производит аммиак и азотные
удобрения, а также транспортной, которая переваливает как собственный, так и
привозной аммиак и карбамид в порту "Южный".
Источник: Українські Новини
Начальник одесского морского торгового порта Николай Павлюк: ”«Благодаря»
усилиям бывшего министра транспорта и городских властей Одессы у нас возникли
проблемы с развитием”
Начальник Одесского морского торгового порта рассказал о
концепции развития предприятия до 2010 года. Ее стоимость 700 миллионов
долларов.
– Бывший министр транспорта и связи Николай Рудьковский и глава Фонда
госимущества Валентина Семенюк заявляли о неэффективности совместной
деятельности в портах частных структур и самого порта. На чем основывалось
данное заявление? Что в результате было достигнуто?
– Вопрос об эффективности работы совместных предприятий в портах поднимался еще
при министре транспорта Георгии Кирпе. Когда он возглавил Минтранс, то также
начал с разгрома СП, мотивируя это тем, что компании построены для того чтобы
отмывать деньги за границей. В порт приезжало несколько целенаправленных
проверок из КРУ, но ничего этого не подтвердилось. Тем не менее совместная
деятельность была частично разрушена и некоторые компании перешли на работу с
портом через арендные отношения. Проведенный за 3 года анализ работы показал,
что совместные предприятия более управляемы со стороны государства и
экономически более выгодны.
То, что было озвучено Рудьковским и Семенюк, — это те же грабли, на которые уже
наступали прежние руководители. Я считаю, что основной целью этих проверок было
поставить свои управляемые компании, которые осуществляли бы задачи нового
руководства.
– В чем основная причина недозагруженности порта?
– Недозагрузка нашего порта касается нефтеперевалки. После того как российские нефтяные
компании перестали использовать наш порт, у нас остались работать только
казахские операторы, поэтому возможности порта не используются и на 50%. Кроме
того, не на всю мощность работает пассажирский терминал, морвокзал — только на
5% своих возможностей.
Что касается сухих грузов, в частности, грузов в контейнерах, то в этом
отношении порт перегружен. Мы не успеваем справляться с теми объемами, которые
идут через порт.
– Но после того как реверсные поставки нефти на нефтепроводе Одесса —
Броды будут перекрыты, работы для порта, наверное, добавится…
– Не уверен. Не исключаю, что может быть и ухудшение ситуации. Часть той нефти,
которая шла через наш порт, уже направлена в Феодосийский и Южный морпорты, и
неизвестно, будем ли мы получать вообще нефть, если реверсное движение
остановят.
– Бывший глава Минтранса неоднократно говорил о неэффективности работы
большинства портов в Украине и планировал сменить руководство в крупнейших
Одесском, Николаевском и Ильичевском портах. Чем именно был недоволен министр?
– Недовольство — чисто субъективное. Те порты, где министр хотел сменить
руководство, работали достаточно эффективно. Суть вопроса была в том, чтобы
заменить руководство наиболее крупных портов и поставить на должность
топ-менеджеров своих людей.
Например, в нашем порту по распоряжению Рудьковского для контроля была введена
должность первого замначальника по экономике и развитию. Он решал жизненно
важные для порта вопросы по снабжению, работе с банками, проведению тендеров.
После того как он проработал более полугода, стало понятно, что ни о каком
контроле, кроме увеличения расходов, речь не идет. Об этом я проинформировал
Рудьковского, но реакции не последовало, и мне пришлось своим приказом
сократить эту должность.
– Затем министр самостоятельно приехал в Одессу, чтобы снять вас с
должности…
– Да, но здесь у него возникли проблемы, хотя в других портах ему удалось
поставить на высокие должности своих людей. В результате в этих портах было
двойное управление, и эффективность их работы от этого страдала.
– Какие именно порты вы имеете в виду?
– Такие попытки делались в портах Феодосии, Николаева, Ильичевске, «Южном».
– Вы лично встречались с Рудьковским? О чем вы с ним разговаривали?
– Я с ним неоднократно встречался. Желание решить эти проблемы у него было, но
никакие действия не предпринимались. Когда я выходил из его кабинета, связаться
с ним я уже не мог. Был доступен только его помощник.
– С юридической точки зрения может ли министерство вынудить порт
отказаться от сотрудничества с частными стивидорными компаниями, у которых есть
действующий контракт?
– Если есть неэффективное использование основных фондов порта, грубые нарушения
техники безопасности, экологии, то конечно, может быть поставлен вопрос о
расторжении договора. Подобные случаи в Одесском порту были, и с этими
компаниями договора расторгались. Если же это просто желание чиновника, как
было в нашем случае, то все выливалось в судебные тяжбы, которые безрезультатно
велись годами.
– Почему некоторые контракты с иностранными компаниями, поставляющими
груз через порт, разрываются? Правда ли, что если вывести частные структуры из
порта, то в госбюджет ежегодно не будет поступать до 140 миллионов гривен?
– Если частные компании уйдут из порта, вместе с ними однозначно уйдет часть
грузов. Сейчас сложно говорить, какие именно убытки это могут быть, ведь если
говорить только о компаниях, которые занимаются сухими грузами, то лишь они
дают нам 70 миллионов гривен ежегодно, не говоря о портовых сборах.
– Сколько компаний уже разорвали контракты с вами?
– За то время, пока я руководил портом, ни одна частная компания не разорвала с
нами договор. Что же касается того времени, когда я был народным депутатом, то
подобные прецеденты имели место.
– Есть ли льготы для отдельных компаний, которые работают в порту?
– Нет, все компании работают на равных условиях.
– Вы вели переговоры о дальнейшем развитии порта с новой властью?
Например, с главой Минтранса Винским?
– С новым министром я встречался, изложил ситуацию. «Благодаря» усилиям бывшего
министра транспорта и городских властей Одессы у нас возникли проблемы с его
развитием. Министр пообещал изучить данный вопрос и содействовать.
– Как отобразилась на работе порта операция «Цунами», проведенная СБУ,
которая была направлена на проверку перевозок грузов за границу? Наверняка,
порт понес убытки…
– Что касается нашего порта, то за январь месяц эффективность Одесского порта
по обработке контейнеров снизилась. Можно было дополнительно перегрузить до 20
тысяч контейнеров. После проведенного совместного совещания ситуация в
конфликте брокеров и таможни сдвинулась с мертвой точки. По этому вопросу в
Министерстве транспорта состоялось совещание, по результатам которого было
принято решение о создании межведомственной комиссии, которая уже побывала в Одесском
порту, приняла высказанные замечания и обещала доложить руководству для
принятия мер.
– Прошлый Кабмин поднимал вопрос приватизации портов...
– Вопрос был поднят одним из министров предыдущего правительства, но на сегодня
он не актуален. После того как Рудьковский возглавил министерство, пошел
обратный процесс возврата предприятий государству и вопрос о приватизации
портов уже не поднимался.
– С вами связывались возможные покупатели?
– Конкретно по Одесскому порту — нет.
– Во сколько можно оценить активы порта?
– Больше 2 миллиардов гривен.
– По вашему мнению, должно ли государство продавать порты?
– На сегодня я не вижу необходимости в приватизации крупных портов, которые
дают хорошую прибыль.
– Учитывая тот факт, что Одесский порт приносит до трети всех поступлений
от портов в бюджет страны, есть ли смысл продавать такой объект?
– Если говорить по отчислениям, то это более 200 миллионов гривен в бюджет за
год только в результате нашей работы. К тому же частные компании, которые у нас
работают, перечисляют около 300 миллионов гривен.
– Сколько частных компаний работает на территории порта?
– 10 стивидорных компаний и более 200, оказывающих различные услуги.
– Каков объем частных инвестиций в порту?
– За 13 лет частные компании, которые они у нас работают, принесли более 600
миллионов гривен. При этом за прошлый год из этой суммы мы получили 200
миллионов гривен.
– В связи с чем было принято решение изменить концепцию развития порта?
Какие изменения она предполагает?
– Наша концепция была разработана еще в 2005 году, и за это время она несколько
поменялась. В частности, отказались от развития нефтерайона и территории ЗОРа,
которые планировалось изначально развивать, уменьшились насыпные территории для
Карантинного мола с 82 до 19 гектаров.
– Сколько стоит эта программа?
– Более 700 миллионов долларов, срок реализации — до 2010 года.
– Где вы возьмете деньги на проект?
– Частично это средства порта — до 30%, а остальное — деньги инвесторов.
– В прошлом году либерийское судно спровоцировало разлив нефти, а ущерб
порта составил миллион долларов. Проблема была решена в судебном порядке или
удалось договориться полюбовно?
– Нет, вопрос был решен через мировое соглашение — нам перечислили 1,2 миллиона
гривен компенсации и все.
– Как часто порт сталкивается с подобными проблемами?
– Перед этим разлив нефти случился лет 5 назад.
– Одесский порт в прошлом году подал на согласование с городскими
властями проект строительства контейнерного терминала «Карантинный мол», однако
утвердить его не удалось. Почему? Кто был заинтересован в том, чтобы не дать
построить вам этот терминал?
– Этот проект был приторможен со стороны городских властей, со ссылкой на
экологические проблемы, хотя был утвержден Минтрансом. Мы провели все
необходимые экспертизы, которые заключили, что экологической опасности в его
строительстве нет.
– Сколько нужно времени, чтобы построить Карантинный мол?
– По нормам — 3 года и стоит около 300 миллионов долларов.
– Почему именно городские власти выступили против строительства
терминала?
– У них есть свои планы развития и застройки этой территории. Здесь, согласно
новому проекту развития города, который находится на стадии согласования,
предусмотрено строительство развлекательного комплекса и гостиниц. Но дело в
том, что порт не принадлежит городу, это даже не его территория. Ни
юридического, ни экономического обоснования такому развитию города нет.
– Когда в последний раз пересматривалась тарифная политика в порту?
Насколько она была изменена?
– С февраля этого года мы работаем по новым тарифам, которые утвердило
правительство страны. Но сказать, что у нас эффективно работает тарифная
система, нельзя. Уже сейчас происходит отток металла и нефти из России.
– Практикуется ли в компании начисление бонусов дополнительно к зарплате?
Какую часть зарплаты составляют бонусы и премии?
– Бонусов нет. Система премирования очень проста: выполнили показатели финплана
— работники порта могут получить до 30% премии.
Info. Николай Павлюк
Родился 14 января 1940 года в г. Чугуев Харьковской области.
1956-1964 годы — Одесский институт инженеров морского флота, специальность
«Эксплуатация водного транспорта».
1957-1958 годы — рабочий Одесского судоремонтного завода.
1060-1985 годы — грузчик, стивидор, главный диспетчер, заместитель начальника
по эксплуатации Одесского морского торгового
порта.
1985-2002 годы — начальник ГП «Одесский морской торговый порт».
2002-2005 годы — депутат Верховной Рады IV
созыва.
С 2005 года и по настоящее время — начальник ГП «Одесский морской торговый порт».
109 газанимает территория Одесского морского торгового порта
Одесский морской торговый порт
Один из крупнейших портов Черноморско-Азовского бассейна.
Технические возможности порта позволяют обрабатывать более 14 млн. тонн сухих
грузов и 24 млн. тонн нефтепродуктов в год.
Развитая инфраструктура дает возможность доставлять грузы в порт автомобильным,
железнодорожным, морским и речным транспортом.
Контейнерный терминал рассчитан на перегрузку более 300 тыс. контейнеров в год
(TEU).
На территории Карантинного мола действует свободная (специальная) экономическая
зона порто-франко.
46 защищенных причалов общей протяженностью причальной линии более 7500 м
позволяют принимать суда грузоподъемностью до 100 тыс. тонн.
4 тыс. человекработают в Одесском порту и 4 тысячи — в стивидорных компаниях
ЦИТАТА
Николай Павлюк, начальник Одесского морского торгового порта:
«На сегодня нет необходимости в приватизации крупных портов, которые дают
хорошую прибыль. Продавать предприятия, которые работают рентабельно, нецелесообразно»
до 4 млн.пассажиров в год принимает Одесский порт, куда могут заходить крупные
круизные пассажирские суда длиной до 272 м
Источник: Газета
"ДЕЛО" / / Алексей Мужчина
|