00:55 Что будет с «Борисполем» после передачи в концессию | |
Кабинет министров решил передать в концессию государственный международный аэропорт (ГМА)
«Борисполь». В комментарии Forbes.ua вице-премьер, министр
инфраструктуры Борис Колесников отметил, что управляющим аэропортом
точно будет иностранная компания. По его словам, в мире всего несколько
претендентов на место концессионера «Борисполя». Условия открытого
конкурса, на котором будет отобрана управляющая компания, предстоит
разработать Мининфраструктуры. С надеждой на 1,5 млрд грн. В министерстве рассчитывают, что в ближайшие два года
концессионер инвестирует в аэропорт не менее 2,3 млрд грн., а бюджет за
первые 10 лет получит как минимум 1,5 млрд грн. «Кабмин считает, что
частные инвесторы намного более эффективно управляют активами, нежели
государство», – говорит Колесников.Он не исключает, что в концессию
будут переданы и другие аэропорты, находящиеся в госсобственности. «Привлечение профессионального эксплуатанта с международным
опытом работы позволит трансформировать аэропорт в международный хаб», –
говорится на сайте Министерства инфраструктуры. О том, как этого
добиться, в интервью Forbes.ua рассказывал Антон Волов, генеральный
директор ГМА «Борисполь». Комментировать ситуацию вокруг передачи аэропорта в концессию он отказался. Еще одна задача концессионера – нарастить пассажиропоток,
которого сейчас не хватает для оправдания масштабной стройки в
«Борисполе». Пока достаточно взглянуть на расписание рейсов и становится
ясно, что из нового терминала D изредка летают несколько зарубежных
авиакомпаний второго и третьего эшелона. Базовые перевозчики –
«Аэросвит» (37% общего пассажиропотока) и «МАУ» (25%) – тоже не спешат
менять место прописки с терминалов B и F на D. Источник Forbes.ua в Администрации президента не верит, что
передача «Борисполя» в управление частной компании преследует
государственные интересы. «В нормальных странах концессия делается для
строительства инфраструктуры. Например, правительство Грузии отдало в
концессию компании TAV аэропорты Тбилиси и
Батуми. Концессионер построил там терминалы и другие объекты
инфраструктуры, сейчас осуществляет управление. Но в «Борисполе»
государство уже построило почти всю инфраструктуру», – объясняет он. По его словам, все дело в частных интересах определенных лиц,
которые хотят подмять под себя денежные потоки «Борисполя». «Вполне
возможно, что у иностранной управляющей компании появится партнер,
представляющий интересы одной из украинских финансово-промышленных
групп», – заключает он. Мировой опыт По оценкам Всемирного Банка, с 1990 г. в мире подписаны десятки
концессионных соглашений. Среди них встречаются примеры с передачей как
целостного имущественного комплекса, как в случае с «Борисполем», так и
отдельных инфраструктурных объектов, чаще терминалов. Например, оператор
аэропортов в столице Германии – совместное предприятие правительства,
Берлина и Бранденбурга. В Польше и Чехии аэропортами управляют
госхолдинги, которые за счет прибыли от столичных объектов поддерживают
провинциальные. Forbes.ua нашел еще пять удачных примеров
государственно-частного партнерства. Heathrow Лондон, Великобритания В то время как «Борисполь» продолжают расстраивать с запасом на
будущее, в лондонском Heathrow обратная ситуация. Управляющая компания
British Airports Authority (BAA) настаивает на
скорейшем решении вопроса правительством о строительстве дополнительной
взлетно-посадочной полосы. В противном случае аэропорт может потерять
привлекательность для международных перевозчиков и перейти в статус
«местного». Один из самых загруженных аэропортов мира в 2011 г. обслужил 70
млн пассажиров. Сейчас Heathrow работает на полную мощность и не может
принимать новые рейсы, которые уходят к конкурирующим европейским хабам
во Франкфурте, Амстердаме и Париже. В концессии находится вся
неавиационная деятельность лондонского аэропорта. Paris-Charles de Gaulle Airport Париж, Франция Второй по величине после лондонского Heathrow аэропорт в Европе.
Пассажиропоток в 2011 г. превысил 60 млн человек. Эксплуатантом всех
парижских аэропортов выступает французская компания Airport de Paris (ADP). По концессии проходит весь неавиационный бизнес. Suvarnabhumi Airport Бангкок, Таиланд Функции по надзору за строительством и управлением объектом
перешли к оператору Airports of Thailand в 2005 г., а в следующем году
аэропорт с труднопроизносимым названием начал полномасштабную работу.
Первым принятым пассажирским самолетом стал Boeing-767 «Аэросвита»,
прилетевший из Киева. Концессионер выделил половину необходимых средств для завершения
строительства объекта. Сейчас Suvarnabhumi обладает пропускной
способностью 45 млн пассажиров в год. В форме концессий работают
терминалы железной дороги и стыковочная платформа скоростной
автомагистрали. George Bush Intercontinental Airport Хьюстон, США Названный в честь 41-го президента США
аэропорт в прошлом году обслужил свыше 40 млн пассажиров. Это базовый
хаб американской авиакомпании Continental, которая после слияния в 2010
г. с United Airlines стала самым крупным в мире игроком на рынке
авиаперевозок. Надструктура United Continental Holdings, куда входит
объединенная United Airlines, вкладывает средства в реконструкцию
терминалов аэропорта и затем выступает в роли их эксплуатанта. В
ближайшие 7-10 лет планируется реконструкция устаревшего терминала В,
инвестиции в первой фазе проекта составят $160 млн, в перспективе смета
вырастет до $1 млрд. В «Борисполе» сопоставимую сумму сумели освоить
гораздо быстрее. «Пулково» Санкт-Петербург, Россия Четвертый по загруженности после московских «Внуково»,
«Домодедово» и «Шереметьево», питерский аэропорт в 2011 г. обслужил 9,6
млн пассажиров. Немногим больше фактических показателей «Борисполя» (8
млн), который после введения в эксплуатацию терминала D по пропускной
способности можно сравнивать с московскими гигантами из «большой
тройки». Передан в управление консорциуму «Воздушные ворота Северной столицы», выигравшему в 2009 г. конкурс. Акционеры оператора – ВТБ (57,5%), немецкая управляющая компания Fraport (35,5%) и греческая Copelouzos Group (7%). Концессионер получил аэропорт в управление на 30 лет, обязавшись
провести его комплексную реконструкцию и отчислять городу роялти в
размере 11,5% от ежегодного оборота. Сергей Мишко По материалам Forbes.ua | |
|
Всего комментариев: 0 | |