Частные размещения помогли и банкам, и компаниям
удовлетворить свои финансовые потребности в условиях начавшегося мирового
кризиса ликвидности. Согласно данным компании ThomsonFinancial, в прошлом году
компании и банки привлекли более $140 млрд. через схемы частных размещений
ценных бумаг.
В отличие от публичного (IPO), которое происходит через биржи, институциональных брокеров и других посредников,
частное размещение подразумевает продажу пакетов ценных бумаг ограниченному
числу лиц, одному-двум институциональным инвесторам (а не 50-100). Особенность
такого размещения — закрытый характер сделки, при которой не надо выполнять
требований по раскрытию финансовой информации.
В последние месяцы инвестбанки UBS, Citigroup, MorganStanley, BankofAmerica и MerrillLynch, оказавшиеся в
эпицентре ипотечного кризиса, искали миллиардные инвестиции в капитал от
стратегических инвесторов, дабы компенсировать списания в результате кризиса.
Кроме того, частные размещения привлекательны для малого и среднего бизнеса,
который нуждается в капитале, когда аппетит инвесторов к IPO ослабевает.
С помощью публичных размещений пока привлекли больше. По данным за 11 месяцев
2007 г., на мировых фондовых биржах проведено 1739 публичных размещений акций (IPO) на общую сумму
$255 млрд., что на 4% больше, чем за весь 2006 г. (1729 сделок на сумму $246
млрд.). Из 20 крупнейших продаж акций 14 пришлись на развивающиеся государства
(лидером по количеству и сумме сделок стал Китай, впервые обогнавший США), хотя
в прошлом году этот регион в топ-двадцатке представляли лишь шесть компаний. А
в рейтинге крупнейших сделок первое место занял российский Внешторгбанк,
продавший в мае 22,5% своих акций за $8 млрд.
«При частных размещениях определенность в отношении привлекаемых средств у
компании-эмитента выше, к тому же меньше публичности и затрат, чем при IPO. Размещение акций
— публичный процесс, что плохо, если он заканчивается неудачей»,— отмечает
партнер британской юридической компании White & Case Алан Тэйлор. Многие хедж-фонды, ПИФы
долгосрочных инвестиций, госфонды и стратегические инвесторы именно в прошлом
году в значительной мере переключались на частные размещения. «Для этих
инвесторов частные размещения дают возможность получить 10-15% акций компании,
которая была бы недостижима при проведении первичного публичного размещения
акций»,— считают в White & Case.
Например, еще в 2006 г. UBS собрал более $4 млрд. для корпоративных клиентов, которые он затем
разместил среди крупных институциональных инвесторов через частные сделки.
Заинтересованность в частных размещениях прежде всего росла среди компаний
Восточной Европы, Бразилии, Китая (в Гонконге) и Индии. «Частное размещение
может быть первым шагом в сторону рынка для компаний из стран с развивающейся
экономикой, которые в перспективе намерены провести IPO, однако перед этим хотят увеличить
масштаб бизнеса и надежность в глазах инвесторов»,— поясняет топ-менеджер
департамента Equity СapitalMarkets в UBS Том Фокс. По его
словам, за последние два года частные размещения давали инвестбанкам более
надежные доходы, чем IPO. «Поиск инвесторов — самый сложный этап размещения акций, особенно в
нестабильном рынке»,— говорит топ-менеджер UBS.