11:59 "Пятерочка" ушла за "Продуктами" // X5 Retail Group сняла свои вывески с харьковских магазинов | |
розничная торговля Коммерсант Украина № 73 от 10.05.2007, ЧТ Крупнейший российский ритейлер –
компания X5 Retail Group – лишился всех украинских магазинов своей сети "Пятерочка".
Компания разорвала договор со своим франчайзи – "Сбытовой сетью 'Пятый
элемент'",– 23 харьковских магазина которого работали под вывеской
"Пятерочка". Это решение связано с изменениями в стратегии развития X5 на Украине: компания намерена отказаться от работы по договорам франшизы
и сосредоточиться на открытии собственных магазинов. Для этого, как считают
эксперты, ритейлеру было бы выгодно приобрести украинского оператора. Не
исключено, что им станет "Пятый элемент", который связывают с
губернатором Харьковской области Арсеном Аваковым. Как сообщил вчера
источник Ъ в Х5, договор был расторгнут в I квартале текущего года по инициативе
акционеров "Пятого элемента" (сеть магазинов "Пятерочка").
По словам собеседника Ъ, на Украине собственники франшизы развивали свою сеть
достаточно слабо: "Мало инвестировали в развитие сети в Харькове. За два
года 'Пятый элемент' открыл всего 23 магазина, тогда как для получения доходов
от этого бизнеса необходимо было открыть не менее 30, инвестировав как минимум
10-15 миллионов долларов". Заместитель
председателя правления АО "Инвестор" (владеет "Пятым
элементом") Игорь Моркотонов рассказал Ъ, что договор был расторгнут в
конце марта. По его словам, акционеры сети приняли решение больше не развивать формат
"магазин у дома", а сделать упор на супермаркеты. "Выручка у
таких магазинов в два-три раза меньше, чем у супермаркетов,– объяснил господин
Моркотонов.– Поэтому мы провели аудит предприятия, прорабатываем название для
нового брэнда магазинов, а сама сеть уже выставлена на продажу". На данный
момент бывшая сеть "Пятерочка" работает под вывеской
"Продукты". X5 Retail Group (бывшая Pyaterochka Holding) создана 18 мая 2006 года в результате
слияния сетей "Перекресток" и "Пятерочка". По состоянию на
31 марта текущего года включала 512 дискаунтеров "Пятерочка" и 169
супермаркетов "Перекресток" (из них четыре – на Украине). Еще 533
"Пятерочки" и десять "Перекрестков" работают по франшизе.
Чистая выручка группы по pro forma в 2006 году достигла $3,485 млрд. Крупнейший
акционер X5 – российский консорциум
"Альфа-групп". ООО "Сбытовая
сеть 'Пятый элемент'" объединяет 23 магазина в Харькове, годовой оборот
которых оценивается в $40 млн. Договор франшизы с "Пятерочкой"
акционеры сети подписали осенью 2004 года. "Пятый элемент"
принадлежит АО "Инвестор", основными владельцами которого называют
губернатора Харьковской области Арсена Авакова и членов его семьи. По данным
официального сайта Харьковской областной госадминистрации, на сентябрь 2005
года господину Авакову и членам его семьи принадлежало 43,4% акций АО
"Инвестор". Арсен Аваков свою
причастность к сети не подтвердил. Впрочем, он рассказал Ъ, что ранее занимался
этим проектом. По его словам, бизнес-план "Пятерочки" с самого начала
был "напряженным, жестким и излишне оптимистичным". Как сообщил Игорь
Моркотонов, акционеры потратили на развитие сети $8 млн, что позволило вывести
ее на безубыточный уровень. При этом франшиза обошлась инвесторам в $700 тыс.,
роялти – 0,5-1% от оборота. Источник Ъ в Х5
подчеркнул, что компания не станет искать новых франчайзи на Украине, а будет
развиваться самостоятельно. Директор по коммуникациям X5 Геннадий
Фролов вчера не смог сообщить о планах группы на Украине, так как
"стратегия развития в этом регионе пока не утверждена". Напомним,
ранее X5 Retail Group заявила, что в следующие пять лет сделает
ставку на "географическую экспансию". Объем капиталовложений X5 в 2007
году составит более $700 млн, из них на открытие новых магазинов, в том числе
на Украине, будет потрачено $450 млн (см. Ъ от 16 марта). Эксперты полагают,
что для развития ритейлеру выгоднее будет выкупить харьковскую сеть. "В
России X5 предпочитают покупать своих франчайзи –
только в 2006 году они совершили две такие покупки,– говорит заместитель
директора по развитию ГК 'Виктория' Игорь Николаев.– Как правило, в договоре
концессии, который они заключают, оговорено предоставление компании опциона на
покупку минимум 25% акций сети, получающей франшизу". С ним согласен и
аналитик инвесткомпании Dragon Capital Андрей Пивоварский: "Развиваться на
Украине путем строительства новых магазинов и аренды уже существующих стало
очень сложно". Игорь Моркотонов подтвердил Ъ, что вопрос о продаже сети Х5
ранее поднимался акционерами. "Однако на момент расторжения договора франшизы
эта тема не обсуждалась",– отметил он. | |
|
Всего комментариев: 0 | |