– Совсем недавно в управляющей компании (КУА) «КИНТО» поменялись акционеры.
Еще в прошлом году среди ваших акционеров была австрийская компания EPIC (40% акций), затем ее долю
выкупил швейцарец Даниил Гольдшайдер и менеджеры «КИНТО». Объясните суть этих
преобразований.
– Некоторые акционеры захотели, скажем так, выйти из бизнеса. Другие пожелали
увеличить свою долю. Сейчас доля иностранных инвесторов в капитале компании
составляет 23-24%, у руководства около 60% — лично мне принадлежит более 31%
акций. Кроме того, в наших планах – где-то за 3-4 года превратить «КИНТО» в
настоящую публичную компанию, акции которой будут торговаться на украинской
бирже.
– И какой пакет акций будет находиться в свободном обращении?
– Процентов 15.
– «КИНТО» является одной из крупнейших отечественных КУА, при этом в
управлении вашей компании нет венчурных фондов. Почему?
– «КИНТО» позиционирует себя как компания, которая работает с публичными
фондами. Для нас это основной бизнес. И мы считаем, что под крышей одной
управляющей компании нельзя объединять «коня и трепетную лань». Венчурные фонды
по своей природе – это совсем другая философия деятельности и заработка. Если
говорить о публичных фондах, то в этом секторе успех зависит от прозрачности и
профессионализма управляющих. Для венчурных фондов в этом нет необходимости.
– Тогда почему в Украине в основном действуют венчурные фонды?
– Процедура их создания намного проще. Формирование венчурного фонда и
публичного – это принципиально разные технологии. Задача украинских венчурных
фондов – оптимизация финансовых потоков и налогообложения в пределах какой-то
финансово-промышленной группы. То есть это не управление активами в
классическом понимании.
– Но ведь венчурный бизнес довольно прибыльный. Почему бы собственникам
«КИНТО» не учредить еще одну управляющую компанию, которая будет заниматься
такими фондами?
– Мы не видим в этом необходимости. Польза от венчурных фондов в том, что через
них из оффшорных компаний в Украину возвращается капитал. И это здорово. Но это
не бизнес по управлению активами.
– Можно ли говорить, что венчурный бизнес создает негативный имидж
публичным фондам?
– Низкая квалификация людей, занимающихся управлением венчурными фондами,
приводит к скандалам, которые попадают в информационное поле и впоследствии
негативно отражаются на доверии вкладчиков к инвестфондам в целом.
Необходимо проводить обучение директоров и бухгалтеров венчурных фондов – люди
зачастую не понимают, как себя подставляют и чем рискуют, а ведь все может
закончиться тюрьмой.
С банками работать еще рано
– Вы являетесь идейным зачинщиком объединения управляющих для создания
единой сети фондовых магазинов, которые будут предлагать населению ценные
бумаги инвестфондов. Почему такое решение приняли только сейчас?
– Сегодня мы наблюдаем значительный рост интереса к публичным фондам. Например,
три года назад в управлении нашей компании было 10 млн. грн., год назад – около
150-200 млн. грн., сейчас – 400 млн. грн.
Кроме того, ежедневно от потенциальных клиентов к нам поступает 50-60
обращений, год назад их было в пять-десять раз меньше, причем количество
контактов постоянно растет.
– А почему управляющие не обратились в банки с предложением продавать
свои продукты через их огромные филиальные сети? Ведь таким образом вы бы
привлекли намного больше клиентов.
– Действительно, на Западе управляющие компании не занимаются дистрибуцией
акций или сертификатов инвестфондов, это задача инвестиционных банков.
Но когда мы начали вести переговоры с банками на эту тему, то пришли к выводу,
что они, конечно, будут нам полезны, но позже (нужно учитывать, что банки
являются непосредственными конкурентами инвестфондов. – «ДЕЛО»).
– Сейчас же одна из главных наших задач – повышение уровня осведомленности
украинского населения об инвестфондах. Чтобы клиент вложил средства в фонд, с
ним нужно провести разъяснительную работу, причем неоднократно.
– Но на развитие полноценной региональной сети самими управляющими
потребуются большие средства. В то же время вы говорите, что вскоре можно будет
использовать сеть банков. Так, возможно, лучше было бы просто подождать пару
лет?
– Мы не хотим сидеть на месте.
– А почему многие компании, которые изначально планировали принимать
участие в проекте по созданию региональной сети фондовых магазинов,
впоследствии из него вышли?
Для реализации проекта нужны серьезные средства и, как оказалось, у многих
компаний их попросту нет.
– Какую сумму вы планируете инвестировать в новый проект?
– Пока что мы вложили 1 млн. грн.
Большинство клиентов НПФ пока будут из Киева
– Государственная комиссия регулирования рынков финансовых услуг
(Госфинуслуг) предлагает, чтобы негосударственные пенсионные фонды (НПФ)
отчитывались перед вкладчиками ежедневно, а не ежемесячно. Каковы преимущества
и недостатки такого режима?
– Недостатков нет, а преимуществ много. К примеру, прозрачность. Если новый
режим утвердят, каждый из вкладчиков НПФ сможет ежедневно наблюдать за
изменениями размера активов фонда.
Кроме того, состав участников негосударственных пенсионных фондов постоянно
меняется – каждый день кто-то вкладывает средства в фонд, кто-то выходит.
Поэтому для объективности расчетов с участниками НПФ нужно, чтобы баланс
рассчитывался ежедневно.
– Под управлением вашей компании есть два региональных негосударственных
пенсионных фонда — «Ивано-Франковск» и «Черкассы». Сейчас даже жители столицы
неохотно идут в НПФ. Насколько целесообразно создание таких фондов в регионах?
– Мы их пока только запускаем, и этот процесс протекает действительно тяжело.
Но мы надеемся, что все получится. Первые выводы о целесообразности создания
региональных НПФ можно будет сделать в конце года.
– Вам не кажется, что вы поспешили?
– Три четверти посетителей сайта нашей компании – киевляне. Да, это говорит о
том, что в ближайшее время основная масса клиентов НПФ будет из Киева. С другой
стороны, людям присущ региональный патриотизм, который можно в данном случае
использовать.