Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 08:56
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Какая, по Вашему мнению, из ФПГ в Украине - наиболее влиятельная?
Всего ответов: 573

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта


14:30
Облгаз на перспективу
 












Фонд госимущества в июле-сентябре распродаст принадлежащие государству мелкие пакеты в региональных газораспределяющих и газоснабжающих компаниях. Консолидация акций украинскими собственниками для дальнейшей работы будет означать продолжение либерализации рынка. Если же нынешние собственники скупят пакеты для перепродажи российскому монополисту, "европеизация" украинского рынка может быть отложена на неопределенное время.

Решение о доприватизации облгазов было принято Кабмином в октябре 2011 года. Правительство поручило НАК "Нафтогаз Украины" передать пакеты акций 48 обл- и горгазов Фонду госимущества. А 20 июня текущего года ФГИ решил уже в июле реализовать на аукционе пакеты 20% и более от уставного капитала 16 газопоставляющих компаний. В августе продадут акции еще 4 облгазов, а в сентябре – мелкие пакеты 22 компаний. Общий доход госказны от продажи оценивают приблизительно в 1 млрд грн. Но захотят ли частные компании выложить значительные суммы за небольшие пакеты – пока неясно.

Есть основания сомневаться в успешности запланированных аукционов. Прежде всего потому, что частный владелец акций облгаза не имеет права собственности на газопроводы и перекачивающие установки. Сама газовая инфраструктура в соответствии с законом "О трубопроводном транспорте" является собственностью государства и не подлежит приватизации. Во всяком случае, пока. Акции дают своим владельцам только корпоративные права – возможность управлять имуществом и оборудованием, а также получать доходы от их эксплуатации. Сейчас практически всеми облгазами руководят менеджеры, назначенные частными акционерами, а финансовые потоки идут через подконтрольные им банки.

В то же время рынок жестко контролируется госрегулятором. Сегодня возможности зарабатывать на транспортировке и продаже газа ограничены государством, которое искусственно удерживает цены на голубое топливо для населения во избежание социального взрыва. А тарифы на транспортировку и поставку непосредственно влияют на цену для конечного потребителя. На повышение цены Кабмин не пошел, несмотря на требование Международного валютного фонда, и ради сохранения спокойствия в обществе отказался от очередных траншей кредита МВФ.

"Облгазы, особенно крупные, годами показывали многомиллионные убытки, объясняя это недостаточным уровнем тарифов. И лишь в последнее время эти компании показывают нулевую рентабельность или небольшую прибыль", – говорит эксперт Центра энергетических исследований Дмитрий Марунич. Он отмечает, что получать реальный доход на этом рынке сегодня можно преимущественно за счет теневых схем, например, продавая за наличные газ, учтенный как нормативные потери в сетях, а также "экономить" на завышенных нормативах для бытовых потребителей, не имеющих газовых счетчиков.

Бывший руководитель компании "Ивано-Франковскгаз" Владимир Купчак напоминает: "Тариф для облгазов в нашей стране определяется не столько экономическими расчетами, сколько политическими". О том, что газовый бизнес в значительной степени зависит от отношений акционеров с властью, свидетельствует смена собственников в "Ивано-Франковскгазе" и ряде других компаний, которая прошла со сменой Президента и правительства Украины в 2010 году. Бизнесмен Дмитрий Фирташ в свое время купил ряд крупных пакетов акций газораспределительных компаний у предпринимателя Игоря Еремеева, но вскоре был вынужден переуступить их близкому к "помаранчевой" команде Олегу Бахматюку. При этом Д.Фирташ сохранял право на выкуп этих акций, которым и воспользовался, как только в Киеве сменилась власть. Сегодня, по разным оценкам, Д.Фирташ контролирует от двух третей до 75% рынка розничной продажи газа в стране. В июне текущего года он подтвердил намерение участвовать в аукционах по продаже пакетов акций облгазов.

Зарегулированность рынка газа и низкая официальная рентабельность вынуждают экспертов теряться в догадках: будет ли это приобретение на перспективу – для развития собственного газового бизнеса, либо для последующей перепродажи. По единодушному мнению аналитиков, второй вариант возможен в интересах Газпрома. Председатель правления альянса "Новая энергия Украины" Валерий Боровик считает, что ситуация прояснится после завершения межправительственных российско-украинских газовых переговоров. "Если стороны договорятся о создании газотранспортного консорциума на основе украинской газотранспортной системы, то возможна последующая перепродажа облгазов Газпрому", – считает В.Боровик. А Д.Марунич напоминает – стратегия российского монополиста состоит в том, чтобы контролировать все этапы поставки и добычи – от газовой скважины до потребителя. "В Евросоюзе принятые правовые меры по демонополизации рынка исключают одновременный контроль над добывающими, транспортирующими и продающими газ компаниями. Принятие Третьего энергопакета ЕС ставит барьер на пути Газпрома в его стремлении контролировать рынок ЕС", напомнил эксперт.

Украина в 2011 году вступила в Европейское энергетическое сообщество и взяла обязательства ввести европейские правила на собственных энергетических рынках. В частности, с 2012 года все владельцы ресурса должны получить равный доступ к газотранспортным мощностям. Это предусмотрено законом "Об основах функционирования рынка природного газа", принятым Верховной Радой в 2010 году. Но начало демонополизации рынка было сорвано из-за отсутствия необходимых подзаконных актов. Их должны были подготовить Минэнергоугля и Нацкомиссия госрегулирования в сфере энергетики (НКРЭ). Д.Марунич отмечает, что украинский рынок природного газа будет интересен Газпрому только если положения закона останутся на бумаге. "Кроме того, Газпром заинтересован в получении права собственности на трубопроводы и оборудование в облгазах под четкие государственные гарантии", – полагает эксперт. Если договориться о приемлемых для Газпрома условиях переформатирования рынка не удастся, облгазы могут остаться у Д.Фирташа, а также нескольких региональных финансово-промышленных групп, контролирующих эти компании.

Между тем ситуация может и должна измениться. Ведь при нынешнем уровне тарифов владельцам облгазов рассчитывать на высокие прибыли не приходится. А объем расходов на содержание газового хозяйства может с годами только расти. "Система во многих облгазах изношена на 40%, в некоторых – несколько меньше. Их ремонт – одна из самых значительных статей расходов компаний", – отмечает В.Купчак. Вкладывать сотни миллионов гривен при нынешнем уровне тарифов владельцы облгазов не будут, считает В.Боровик и резюмирует: "Все работы по ремонту и модернизации ведутся сейчас исключительно за счет средств тарифа, за счет средств потребителей. И это останется неизменным".

По мнению Д.Марунича, нынешняя система тарифообразования просуществует не более 3-5 лет. "В любом случае, если продажа акций облгазов этим летом состоится, покупать их будут в расчете на перспективу", – считает эксперт.

Анвар Деркач

По материалам МинПром
Просмотров: 381 | Добавил: companies | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]