20:37 "Любые действия по изменению структуры банковского надзора нежелательны" // Петр Порошенко рассказывает об инициативах совета НБУ | |
ротация Коммерсант Украина № 32 от 27.02.2007, ВТ Вчера
председатель совета Нацбанка Петр Порошенко дал первое после своего избрания
интервью. Он сообщил, что ротация в составе совета и правления НБУ на этом
закончена, заверив, что Владимир Стельмах будет руководить Центробанком и в
дальнейшем. О планах совета НБУ – отмена в 2008 году отчислений от продажи
валюты, отход от фиксированного курса гривны и изменение порядка отчислений
прибыли Нацбанка в госбюджет – ПЕТР
ПОРОШЕНКО рассказал специальному корреспонденту Ъ РУСЛАНУ ЧЕРНОМУ. – Насколько
прогнозированным было ваше избрание в руководство совета Нацбанка? – Для меня это было
неожиданностью. Михаил Гончаров сначала предложил другие кандидатуры. Но в
конечном итоге абсолютным числом голосов была поддержана моя кандидатура. При
этом все члены совета пришли к единому мнению, что никоим образом деятельность
совета НБУ и Нацбанка в целом не будет политизироваться. Я не держусь за эту
должность, и если я замечу любые признаки нарушения этой оговорки, то я в этом
процессе участвовать не буду. – Как вы
относитесь к инициативе Валерия Гееца уйти из совета? – Я категорически
против этого и надеюсь, что с течением времени позиция Валерия Михайловича
будет изменена. – Какими будут
ваши первые шаги в должности? – Я буду заниматься
выполнением того плана работы, который будет утвержден на следующем заседании
совета НБУ (в конце марта.–Ъ). На прошлой неделе у нас по этому вопросу было
очень активное обсуждение и было предложено увеличить более чем на 50 процентов
тот перечень заданий, который изначально входил в план работы. Среди задач –
своевременное утверждение основ кредитно-денежной политики, утверждение сметы
доходов и расходов НБУ, постоянный мониторинг воздействия кредитно-денежной
политики на экономику, а также в случаях, относящихся к компетенции совета,
влияние на стабильность цен. Мы будем достаточно плотно работать с правлением
НБУ и по обеспечению надежности, стабильности национальной валюты и банковской
системы. – Как вы
относитесь к инициативе представительства в совете НБУ президента, парламента и
правительства по аналогии с формированием советов госбанков? – Я считаю, что на
этом этапе, в принципе, нецелесообразно разделение представительства парламента
и Кабмина, потому что, по сути, после проведения конституционной реформы они
представляют единую позицию. Разделение подобных представительств было бы
искусственным. Нынешний состав совета является абсолютно сбалансированным. – Произойдут ли
ротации нынешнего состава совета Нацбанка и его правления? – Мне об этом
неизвестно, и причин для этого я не вижу. Проведение каких-либо изменений в
совете на этом политическом этапе невозможно. По поводу правления – в повестке
дня совета не предусматривается рассмотрение каких-либо персоналий. Главу НБУ
назначает Верховная рада по представлению президента, а его компетенция –
назначать своих заместителей. Без главы НБУ никто не в состоянии менять
сложившуюся ситуацию. Сам факт стабильности национальной валюты, стабильности
денежной политики, рост золотовалютных резервов, абсолютно внятное проведение
эмиссионной политики, удерживание инфляции монетарными способами
свидетельствуют о высоком профессионализме Владимира Стельмаха. Стельмах
уверенно и грамотно работал и будет работать. – Как вы
относитесь к инициативе вынесения банковского надзора из НБУ? – На этом этапе любые
действия по изменению структуры банковского надзора являются нежелательными. И
я не вижу серьезных претензий к работе банковского надзора. Если какая-то
банковская структура и ее собственники настроились на уголовное преступление и
ликвидацию банка, то ее не остановит никакой банковский надзор. В случае
вынесения надзора из НБУ нет надежды, что он будет автоматически работать лучше
и эффективнее. Я не отрицаю возможных нарушений в работе надзора и никоим
образом не ставлю под сомнение какие-то сигналы каких-то конкретных
коммерческих банков. Но я знаю абсолютно внятную политику правления НБУ – они
не заинтересованы в дестабилизации банковской системы и нет ни одного случая,
когда бы по вине правления была дестабилизирована ситуация в каком-либо банке. Потому
что взрыв одного банка, с учетом межбанковского рынка, может вызвать эффект
домино. С связи с тем что за сохранение стабильности банковской системы
персональная ответственность лежит на НБУ, нет необходимости забирать у него
надзор. – Что еще вы
намерены сделать для обеспечения эффективности банковской системы? – Необходимо сделать
несколько шагов. Во-первых, немедленно убрать отчисления в пенсионный фонд от
продажи валюты (1%.–Ъ), так как это прямой путь к охлаждению экономики. Мы
попытаемся достичь компромисса с Кабмином по этому вопросу. Второе: необходимо
достичь того, что отчисление разницы между расходами и доходами НБУ в госбюджет
будут происходить в следующем бюджетном году. Нынешняя ситуация портит аудит
НБУ и противоречит закону об НБУ. Деньги можно найти от внешних заимствований,
а НБУ не должен быть связан требованиями по обеспечению бюджетных доходов . – Необходима ли
коррекция валютного коридора, заложенного в "Основах кредитно-денежной
политики на 2007 год" и перейдет ли НБУ к плавающему курсу? – Я не вижу никаких
оснований сегодня расширять или сужать валютный коридор, считаю что НБУ
проводит внятную курсовую политику. Ориентированный курс, который заложен в
бюджет (5,1 грн/$.–Ъ), НБУ имеет все возможности поддерживать. В рамках денежной
политики 2008-2009 года возможно введение плавающего курса. Но это не может
быть введение отдельного фактора. Он должен быть связан с большей
конвертируемостью гривны и большей либерализацией валютного курса. И как
следствие – введение плавающего курса, а не наоборот. | |
|
Всего комментариев: 0 | |