Как стало известно «i», Японский банк
международного сотрудничества (JBIC) ведет переговоры
с украинским правительством о предоставлении кредита для строительства
железнодорожных подходов к международным аэропортам в Борисполе и Жулянах.
Впрочем, Украина может так и не получить длинные и дешевые японские деньги,
если вопрос с терминалом D в Борисполе,
который должен строиться за средства этого же банка, будет оставаться столь же
неопределенным.
Редакция «i» получила в
распоряжение отчет министерства торговли, экономики и промышленности Японии (METI) о результатах
встречи японской делегации с украинским правительством, которая состоялась в
конце прошлой недели в Киеве. На основании этого документа министерство
собирается провести технико-экономическое обоснование для проекта железной
дороги к двум аэропортам в Киеве. Из текста отчета следует, что в случае
выводов о «готовности Украины к реализации проекта» JBIC предоставит нам ссуду на
строительство указанных объектов. До завтрашнего дня группа японских экспертов
в разных областях проводит полевые изыскания и совещания с компетентными
ведомствами.
В «Укрзалізниці» рассказали, что рассматриваемый проект предполагает
строительство подходов к аэропортам от существующих сейчас железнодорожных
путей. Это участок длиной в 5,5 км от станции «Борисполь-Чубинское» до
терминала D в аэропорту
«Борисполь», а также линия протяженностью 1,5 км между станцией
«Киев-Волынский» и аэропортом «Киев» (Жуляны). Проект оценивается в 400 млн.
грн. ($80 млн.). 80% от его стоимости приходится на туннели, которые нужно построить
на месте транспортных развязок. Срок реализации строительства — три-четыре
года.
Как рассказал «i» один из
высокопоставленных чиновников в «Укрзалізниці», предложение минэкономики Японии
является очень выгодным для украинской стороны по части условий предоставления
денег, но инвесторы при этом тоже не окажутся в проигрыше: «Потенциальный
пассажиропоток по направлению в Борисполь оценивается на уровне 5 тыс.
пассажиров в день, а в перспективе, к 2012 г.,— до 20 тыс. в день. Проект
должен окупиться максимум за семь лет». Не стоит забывать, что при всей
выгодности предоставляемых денег японские кредиторы в обязательные условия
получения ссуды включают привлечение к реализации проекта своих же компаний. В
частности, предоставив Украине $178 млн. на 30 лет под 1,5% годовых для
строительства пассажирского терминала в аэропорту «Борисполь», JBIC обязал украинскую
сторону так составить требования к подрядчикам, чтобы свести шансы на победу в
тендере отечественных компаний к нулю. Японские же предприятия, задействованные
в строительстве, при этом освобождаются от уплаты всех налогов и пошлин,
принятых на территории нашей страны. Как сообщают в Минтрансе, принять участие
в строительстве железной дороги к аэропорту в Борисполе уже изъявила желание
японская Itochu Corporation.
Учитывая, что в нашей стране нет крупных корпораций, имеющих значительный опыт
в реализации инфраструктурных проектов, можно все же предположить, что кредиты
от японцев — не самый плохой вариант получения инвестиций в нашу экономику. Но
использованию кредитных возможностей японской финансовой системы может помешать
ряд внутренних проблем. К примеру, государственная концепция развития
международного аэропорта «Борисполь» до сих пор не утверждена. По неофициальной
информации — из-за неразрешенности конфликта между аэропортом и авиакомпанией
«Аэросвит», которая имеет свой проект строительства международного терминала.
Кроме того, до сих пор не был публично объявлен тендер на строительство
терминала D, хоть источники «i» в аэропорту
утверждают, что уже начат прием заявок.
Карта. Общая проектная трасса
Автор: Екатерина ГРЕБЕНИК
Экономические известия 27.02.2008 №
36(799)
|