Приветствую Вас Гость!
Среда, 24.04.2024, 03:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Какая, по Вашему мнению, из ФПГ в Украине - наиболее влиятельная?
Всего ответов: 573

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Январь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта


10:40
Итоги года: рынки и компании
 












"Контракты" подводят итоги минувшего 2010 года. Речь пойдет о рынках жилой недвижимости, нефтепродуктов и автомобилей, автосервисе, интернет-торговле, мобильной связи и интернет-доступе.

Посредникам не беспокоить

Падение строительной отрасли продолжается

"Украинский рынок недвижимости переживает самый масштабный кризис со времен российского дефолта 1998 года", - заявил в августе 2008-го председатель совета директоров группы компаний "СлавИнвест" Милан Паевич. Прогноз стал одним из наиболее точных, но действительность все равно оказалась хуже. Масштабы кризиса в строительной отрасли превзошли как 1998-й, так и 1999 год: ввод в эксплуатацию квартир в 2009-м сократился почти вдвое (- 48% год к году), денежный оборот рынка упал более чем на 70% - до $2,2 млрд.

Главной причиной обвала стала критичная зависимость отрасли от кредитования - к началу кризиса с привлечением заемных средств на первичном рынке заключалось четыре сделки из пяти. Когда кредитов не стало, рынок буквально "схлопнулся": к весне 2009 года, по данным Госкомстата, в Украине насчитывалось более 12 тыс. замороженных и приостановленных проектов - строительство не велось более чем на 60% объектов. Точной статистики банкротств в строительной отрасли нет, но, по мнению большинства операторов, в 2008–2010 гг. рынок покинула как минимум треть строительных компаний.

По данным портала realt.ua, за время кризиса стоимость нового жилья в Киеве упала с $2,8–3,5 тыс. за кв. м до $1,4–1,7 тыс. Кстати, если в 2006–2008 гг. новостройки были на 5–10% дешевле квартир на вторичном рынке, то теперь новое жилье стоит дороже как минимум на 5–15%. А если учесть, что при покупке б/у квартиры торг может составить и треть запрошенной стоимости, разрыв цен между первичным и вторичным рынком доходит до 40%.

Аналогичная картина наблюдается и в регионах. По данным директора девелоперской компании "ГЕРЦ" Валерия Кирилко, квартиры на вторичном рынке нередко вдвое дешевле, чем на первичном. Из всех крупных городов Украины самые дешевые квартиры - в Харькове и Запорожье. Так, в Запорожье цены вернулись к уровню 2002 года: $650 и $1000 за кв. м на вторичном и первичном рынке соответственно. В Харькове б/у и новая недвижимость стоят $700 и $1,1 тыс. за квадрат. В Днепропетровске стоимость квартир на первичном рынке составляет $0,88–1,8 тыс. за кв. м, на вторичном - $0,7–1,4 тыс. Квартиру на вторичном рынке Одессы можно купить за $980–1400 за кв. м, на первичном - за $980–1600.

Многие застройщики, как мантру, повторяют тезис о невозможности дальнейшего падения цен. Скорее всего, это не так. Дешевых длинных кредитов в Украине не предвидится еще как минимум полтора года, а без них ни о стабилизации, ни тем более о росте цен говорить не приходится. "В 2010 году строительная отрасль существенно замедлила темпы падения, но падение не остановлено", - говорит президент ХК "Киевгорстрой" Михаил Голица.

Формула цены

С 2009 года оборот рынка топлива в Украине растет в основном за счет подорожания, вызванного повышением налогов.

Рост рынка нефтепродуктов не вызывает положительных эмоций ни у автолюбителей, ни у трейдеров. При стабильном годовом объеме потребления на уровне 9 млн т светлых нефтепродуктов последние два года оборот растет исключительно из-за налогов. Не станет исключением и 2011 год: с января светлые нефтепродукты подорожают на 20–50 коп./л из-за вступления в действие Налогового кодекса, которым ставки акцизов в среднем повышены на 40–50 EUR/т.

При нынешнем уровне цен для высокооктанового А-95 это означает подорожание до 8–8,2 грн/л. Кстати, интересно, что обоснованием для повышения акцизов в Налоговом кодексе послужила частичная отмена транспортного сбора (с января он платится только при первой регистрации). Однако для компенсации было достаточно поднять стоимость бензина максимум на 8–12 коп./л, но вместо этого с легкой руки правительства цены вырастут на сумму, в два-три раза большую.

Впрочем, в реальности ценники высокооктанового бензина на АЗС могут оказаться на уровне 9 грн/л и даже более, в конце 2010 - начале 2011 года на повышение будут играть сразу несколько факторов.

Первый из них - прекращение импортных поставок высокооктанового топлива без уплаты акцизов и НДС. Дело в том, что с ноября прекратился безналоговый ввоз в Украину высокооктанового топлива - к тому моменту, когда Харьковский апелляционный административный суд принял соответствующее решение по делу одного из нефтетрейдеров, объемы таких поставок превышали 30% всего импорта.

Еще одной "новацией" правительства может стать введение пошлины на импортный бензин. Эта идея не первый день вынашивается в Кабмине: помимо благозвучного обоснования в виде защиты национального производителя, пошлины существенно пополнят госбюджет.

При этом максимальная ставка пошлин, обсуждавшаяся в правительстве, - 120 EUR/т - дает как минимум 60 коп. подорожания для литра импортных нефтепродуктов, то есть все тот же уровень в 9 грн/л.

Но даже если этого не случится, к зиме до НПЗ "докатится" последнее летнее-осеннее подорожание нефти на мировых рынках на 10–15%. Напомним, что рост цен на нефть на 10% означает повышение розничной стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке примерно на 5% спустя 3–3,5 месяца. Соответственно, к стоимости бензина прибавится еще 40–50 коп., что увеличит итоговую цену опять-таки до уровня 9 грн/л.

Далеко не уедем

Украинский авторынок миновал дно, но к докризисным показателям вернется в лучшем случае через четыре-пять лет.

В кризисном 2009-м украинский авторынок обвалился на 74% год к году - за год в стране было продано немногим более 162 тыс. новых машин. В денежном выражении объем рынка сократился еще больше - с $13 млрд до $3,35 млрд. Причиной обвала было прекращение кредитования - до кризиса с использованием заемных средств приобреталось почти две трети всех авто.

Нижнюю точку падения авторынок прошел в январе–феврале 2010 года: за два зимних месяца украинцы купили всего 15,9 тыс. машин - худший результат чуть ли не за все время существования отечественного авторынка. Даже в разгар кризиса, в январе–феврале 2009го, продажи составили вдвое больше - 31,9 тыс. авто. Не говоря уже о 97,3 тыс. машин, проданных в январе–феврале 2008-го.

По прогнозам экспертов компании "Торговый дом - "НИКО", в 2010 году в стране будет продано около 160 тыс. автомобилей. Объем авторынка в долларах США уменьшится на 3% год к году - до $3,2 млрд (за счет курсовой разницы в пересчете на евро оборот увеличится на 2% - до EUR2,446 млрд).

В 2011-м автодилеры рассчитывают увеличить выручку на 20–25% - до $4 млрд (EUR2,92 млрд). Согласно их прогнозам, в физическом выражении продажи вырастут на 15–20% - до 190 тыс. авто. Примерно столько же новых автомобилей украинцы приобретали в 2004–2005 гг.

Рост спроса в ближайшие годы будет полностью зависеть от восстановления кредитования, объем которого постепенно растет. К примеру, зимой нынешнего года в кредит продавалось только 5–8% машин, а в ноябре доля кредитных авто впервые с начала кризиса достигла 13,2%. Например, в НИКО ожидают, что по итогам 2010-го доля купленных в кредит автомобилей составит в среднем 11%, а в 2011-м увеличится до 20%.

Однако эти прогнозы могут и не оправдаться. Сейчас кредит в нацвалюте можно получить разве что под 19–20% годовых, максимум на 5 лет и с первым взносом в 30–50% стоимости авто, кредиты в долларах не выдаются. Для сравнения: в 2006–2007 гг. кредит на покупку авто можно было взять под 16% в гривне или 13–14% в долларах США, предоплата не превышала 10–30% стоимости.

Возможно, в следующем году украинцам будут доступны более дешевые валютные кредиты, на которые сегодня распространяется действие моратория. Правда, даже при таком сценарии к докризисному объему продаж украинский авторынок вернется нескоро. Согласно сентябрьскому прогнозу аналитиков ДП "Авто Интернешнл", в 2014-м продажи новых автомобилей могут вырасти максимум до 260 тыс. ед., а в 2015-м - только до 300 тыс.

На все СТО

В 2010–2012 гг. украинцы будут больше тратить на ремонт машин, чем на их покупку.

Всего три года назад объем рынка автосервиса был втрое меньше выручки автодилеров. Но кризис все расставил по своим местам: автопродажи рухнули, а выручка СТО практически не изменилась.

Даже в самом тяжелом для бизнеса 2009 году долларовый оборот станций техобслуживания упал едва ли не на пятую часть - в гривне объем рынка, несмотря на кризис, вырос более чем на 30%.

Нагрузка на автосервис в ближайшие годы будет только расти: бум автопродаж в 2006–2008 гг. увеличил украинский автопарк как минимум на 1,7 млн новых автомобилей, которые, как и положено машинам, спустя два-три года после приобретения все чаще требуют ремонта. Еще одной причиной роста рынка автосервиса стало повышение цен: в 2009-м услуги автосервиса подорожали в среднем на 10–20%, в 2010 году - еще на 30–40% в гривне.

Кстати, большинство экспертов сходятся во мнении, что 20–25% роста для рынка автоуслуг - не предел. Так, по подсчетам аналитиков компании "Роберт Бош Лтд", в Украине насчитывается около 10 тыс. гаражных мастерских, 1–1,2 тыс. дилерских СТО и более 3 тыс. независимых автосервисов. В итоге на одну станцию техобслуживания в нашей стране, по разным оценкам, приходится от 700 до 1000 автомобилей, хотя в большинстве государств Восточной Европы это соотношение вдвое меньше.

Еще один фактор роста - наличие целых сегментов рынка автоуслуг, где высокий спрос не сбалансирован даже минимальным предложением. К примеру, после того как продажи новых авто в Украине упали на 74% - до 160 тыс. в год, рынок бывших в употреблении автомобилей превысил 300 тыс. транзакций в год и продолжает расти. "Практически каждый продавец тратит на мойку, химчистку салона и полировку $50–100, - рассказывает директор компании автосервиса "Лидер" Игорь Хорол. - Еще столько же тратит покупатель: на осмотр, проверку и диагностику узлов и агрегатов". По подсчетам ремонтника, годовой объем сегмента комплексного предпродажного обслуживания составляет $30–50 млн. То же самое можно сказать об услугах эвакуатора - в Украине до сих пор нет оператора, предлагающего гарантированную помощь в любом регионе в случае поломки.

По словам директора аналитического департамента компании Pro-Consulting Александра Соколова, все это свидетельствует о том, что рынок СТО ожидает стабильный рост как минимум в течение ближайших трех-пяти лет

На низком старте

В ближайшее десятилетие оборот украинской онлайн-торговли может увеличиться на порядок.

Главным событием 2010 года для отечественных онлайн-магазинов стало исключение из Налогового кодекса нормы, запрещающей упрощенцам заниматься интернет-торговлей. По данным Bigmir.net, в украинском сегменте сети в категории "интернет-магазины" зарегистрировано более 6,5 тыс. сайтов, 85% из которых, по оценке Ассоциации участников электронного бизнеса, работает по упрощенной системе. По оценке той же ассоциации, к относительно крупным торговым площадкам можно отнести не более тысячи украинских онлайн-магазинов, которые, скорее всего, нашли бы возможность продолжать торговлю, несмотря на запреты. Остальные магазины и магазинчики были бы вынуждены закрыться или уйти в тень, что неизбежно сказалось бы на обороте интернет-торговли.

Но этого не произошло, и в следующем году оборот сетевых торговцев, вероятнее всего, увеличится на 25–30% - до $370 млн. Приведенная сумма - минимальный оборот украинской онлайн-торговли в 2011 году. Дело в том, что по итогам 2010-го сами операторы оценивают выручку сетевых магазинов от $320 млн до $420 млн. При этом - независимо от расхождений в оценке оборота - все они сходятся во мнении, что рост выручки интернет-торговли в следующем году превысит 25%. А рынок отыграет падение 2009-го, когда оборот сетевых магазинов сократился на 30–40% год к году.

По утверждениям владельцев магазинов, в 2009–2010 гг. самыми ходовыми товарами в Уанете были бытовая техника, потребительская электроника и компьютеры. Подтверждает это и статистика Google Inc. - по данным декабрьского исследования поисковых запросов Google ZeitGeist–2010, чаще всего в 2010-м потенциальные покупатели искали в сети вентиляторы (первое место по поиску покупок и информации о конкретных товарах). Далее в рейтинге покупательских запросов следовали нетбуки, йогуртницы, блендеры и телевизоры.

"Более половины запросов из топ-10 (товаров - ред.) касаются бытовой техники и электроники", - говорится в декабрьском отчете поисковика. По мнению операторов рынка, в ближайшие годы высокотехнологичные товары по-прежнему будут занимать львиную долю ассортимента украинских интернет-магазинов. Но в 2011–2014 гг. к ним постепенно будут добавляться книги, диски, сувенирная продукция, лекарства и даже бытовая химия.

Пока оборот отечественной интернет-розницы составляет едва 0,5–0,6% всего розничного оборота. Для сравнения: в США на долю онлайн-покупок, по разным оценкам, приходится 5–15% всей розничной торговли в деньгах. Соответственно, потенциал торгового сегмента Уанета превышает нынешний оборот примерно в 10–30 раз.

Смена лидера

В ближайшие годы телекоммуникационный рынок будет расти в основном за счет подключений к сети.

С конца 1990-х годов телекоммуникационный рынок Украины рос в основном за счет мобильной связи. В 2008-м доля сотовых операторов составляла 68% рынка телекоммуникаций: в последний предкризисный год выручка мобильщиков увеличилась еще на 11% год к году - до рекордных $5,5 млрд.

Однако уже в 2009-м украинцы существенно сократили расходы на мобильную связь, а национальная валюта девальвировала: несмотря на повышение тарифов, выручка сотовых операторов уменьшилась на треть - до $3,5 млрд. В то же время выручка от услуг предоставления доступа к сети интернет в 2009-м уменьшилась лишь на 8%, хотя в прошлом году многие провайдеры снизили тарифы на 25–30%.

По прогнозам аналитиков ИК Dragon Capital, в текущем году объем рынка мобильной связи и интернет-доступа составит $4,2 млрд (+8% год к году). "В 2010-м усилия операторов мобильной связи были направлены в основном на поддержание стабильного уровня своих доходов", - говорит советник инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Иван Макушенко. По словам эксперта, подтверждение данной тенденции - активное продвижение тарифов с фиксированной платой, стимулирующих разговоры внутри сети. Как следствие, в II квартале 2010-го среднемесячное количество выговоренных минут у абонентов "Киевстара" выросло на 47,5% год к году - до 447 минут; у клиентов МТС - на 22,7% (до 541 мин). Сегмент услуг доступа к сети интернет в 2010-м, напротив, демонстрировал стремительный рост доходов: только за 10 месяцев этого года его оборот увеличился на 32% - до 3,1 млрд грн. При этом в отличие от мобильной связи, где число подключений давно превысило количество жителей Украины, рынок доступа остается ненасыщенным. По данным iKS-Consulting, на 1 октября 2010-го общее число пользователей интернета в Украине едва достигло 3,35 млн, в том числе широкополосного доступа - 2,87 млн человек.

"В 2011 году интернет-доступ будет основным драйвером роста всего отечественного телекоммуникационного сектора, - уверен Иван Макушенко. - Но если сейчас по числу абонентов лидируют "Укртелеком" и "Воля-Кабель", то уже в следующем году серьезную конкуренцию им составят сотовые операторы". По мнению эксперта, лидеры украинского телекомрынка - МТС и "Киевстар" - будут активно осваивать широкополосный доступ. В основном благодаря этому в 2011-м суммарная выручка от предоставления услуг мобильной связи и доступа к сети вырастет на 12% - до $4,7 млрд.

Ирина Перевозченко, Владимир Хомяков, Анна Сайченко

По материалам Контракты
Просмотров: 470 | Добавил: companies | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]