22:03 Грузотъемность // Россия отказывается от экспорта нефти и нефтепродуктов через украинские порты | |
дружба народов Коммерсант Украина № 123 от 25.07.2007, СР Ежегодные
доходы украинских портов могут снизиться на $16,8 млн. Вчера министр транспорта
Российской Федерации Игорь Левитин, находясь в Риге, заявил, что его страна
прекратит экспорт нефти и нефтепродуктов через порты Украины и стран Балтии.
Добиться этого можно за счет тарифных преференций на железнодорожные перевозки.
По мнению экспертов, помешать этим планам сможет только вступление России в
ВТО, после которого устанавливать льготные тарифы будет невозможно.
Вчера в интервью
латвийским журналистам глава министерства транспорта РФ Игорь Левитин заявил,
что Россия перестанет использовать иностранные порты для экспорта
энергоносителей. "Мы не ставим задачи переваливать все идущие в Россию и
из нее грузы через свои порты. Но стратегические грузы, в частности
энергоносители, будем перекачивать через свои терминалы",– цитирует
"РИА-Новости" слова господина Левитина, принимающего участие в работе
российско-латвийской межправительственной комиссии. В пресс-службе
министерства транспорта РФ пояснили Ъ, что, говоря о "стратегических
грузах", министр имел в виду только нефть и нефтепродукты. В ведомстве также
отметили, что причина отказа от транзита стратегических грузов через порты
Украины и стран Балтии – "возвращение перевалки внешнеторговых грузов
через российские порты, которая была потеряна после распада Советского
Союза". "Уже с начала следующего года мы будем постепенно
отказываться от перевалки стратегических грузов в украинских портах",–
сообщили в пресс-службе минтранса. Заместитель министра транспорта и связи
Украины Валентин Касапчук комментировать заявления российских коллег отказался.
В 2006 году Россия
экспортировала через морские порты 84,044 млн т нефтепродуктов, в том числе
через порты сопредельных государств 26,141 млн т (31%). Через порты
прибалтийских стран экспортируется 23,796 млн т (из них 21,233 млн т через
Эстонию), через Одессу и Феодосию 6,793 млн т. По данным
исследовательского агентства Infranews, на перевалке каждой тонны обработанной
нефти и нефтепродуктов украинский порт получает около $2,5. Таким образом, при
отказе России переваливать нефтепродукты через украинские порты недополученная
прибыль может составить около $16,8 млн. Объем потерь "Укрзализныци"
оценивается в $70,9 млн. Стоимость перевалки нефтепродуктов в прибалтийских
портах составляет $4 за тонну, и общий объем потерь стран Балтии от прекращения
поставок из России превысит $95,2 млн. Столько же потеряют балтийские
железнодорожные компании. Впрочем, эксперты отмечают, что привлекательность
российских портов обеспечивается не низкой стоимостью перевалки, а тарифными
преференциями транспортировки по железной дороге. "До тех пор, пока
железнодорожные тарифы во внутреннем сообщении значительно ниже, чем в
международном, для большинства экспортеров российские порты по определению
привлекательнее, чем терминалы сопредельных государств",– говорит директор
по развитию бизнеса ценового агентства Argus Михаил Перфилов. С ним соглашается
заместитель начальника Одесского морского торгового порта Юрий Васьков:
"Многие транзитные грузы не могут к нам прийти из-за несогласованной
тарифной политики 'Укрзализныци'". В то же время, по
информации руководителя исследовательского агентства Infranews Алексея Безбородова, финансовые преференции, которые предусматривает
тарифная политика РЖД для перевозки грузов в направлении портов, должны быть
устранены к моменту вступления России в ВТО, после чего стоимость перевозки
нефтепродуктов по железной дороге в России и на Украине сравняется. "В
этом свете заявления министра транспорта выглядят, мягко говоря,
недальновидными",– считает господин Безбородов. Участники рынка
соглашаются, что после того, как железнодорожные тарифы в России сравняются с
украинскими, экономических оснований для перехода на перевалку в российские
порты не будет. "Сегодня перевалка нефти через Одессу на 2-3 доллара
дешевле, чем через Новороссийск. Аналогичная ситуация при перевалке
нефтепродуктов через Феодосию,– рассказал Ъ президент компании O&P Logistic Service (перевалка 20 тыс. т нефти в год через
Одесский морской торговый порт) Владислав Спектор.– После того как тарифы на
железнодорожные перевозки вырастут, для того чтобы сделать перевалку в
Новороссийске выгоднее, России придется ввести реальный демпинг на перевалку
грузов в портах или же оказывать административное давление".
| |
|
Всего комментариев: 0 | |