16:10 "Газпром" и Eni идут на дно //Газопровод "Южный поток" создаст альтернативу украинской газотранспортной системе | |
вектор газа Коммерсант Украина № 104 от 25.06.2007, ПН В субботу "Газпром" и Eni сообщили, что ключевым элементом их сотрудничества станет новый проект по
транспортировке газа на юг Европы. Накануне Балканского энергетического саммита
в хорватском Загребе, в котором принял участие президент России Владимир Путин,
компании подписали меморандум о начале работы по созданию газопровода
"Южный поток". Вопреки ожиданиям, он пройдет не через Турцию, а
напрямую из России в Болгарию по дну Черного моря. Таким образом, отмечают
отраслевые эксперты, Россия диверсифицирует коридоры поставок своего газа в
Европу и снижает свою зависимость от украинской газотранспортной системы. В субботу зампред
правления "Газпрома", гендиректор ООО "Газпром экспорт"
Александр Медведев и глава Eni Паоло Скарони подписали меморандум о
взаимопонимании по реализации проекта "Южный поток" (South Stream) в рамках двустороннего соглашения о
стратегическом партнерстве, подписанного 14 ноября 2006 года. Газопровод
протяженностью 900 км пройдет по дну Черного моря из России в Болгарию, его
мощность составит до 30 млрд кубометров в год. В Болгарии "Южный
поток" разделится на два трубопровода. Один из них пойдет через Румынию и
Венгрию в Австрию и Словению, другой – через Грецию на юг Италии. Компании создадут
СП, которое станет оператором строительства газопровода, а затем получит его в
концессию. Паоло Скарони уточнил, что партнеры профинансируют проект на
паритетных началах. "Газопровод заработает через три года после того, как
будут получены все необходимые разрешения",– пояснил господин Скарони. В
"Газпроме" говорят, что стоимость проекта и распределение долей будут
определены после разработки ТЭО, которое ведет итальянская Saipem. Saipem участвовала в проекте "Голубой
поток", который также принадлежит "Газпрому" и Eni. ТЭО южного газопровода до сих пор, по официальной информации, готовила
венгерская MOL. В "Газпроме" не уточняют, что не
устроило монополию в венгерском проекте, но из подписанного документа следует,
что маршрут трубопровода резко изменился. Ранее предполагалось, что он
пересечет Черное море параллельно "Голубому потоку" и далее пойдет
через Турцию. Но, как пояснил
источник Ъ в "Газпроме", Турция "не выразила заинтересованности
в новом проекте". Более того, отмечает собеседник Ъ, она открыто
поддерживает альтернативный Nabucco. "Мы будем продолжать работать с Турцией
по плану поставок газа на ее территорию и дальше в Израиль",– сообщил
замруководителя департамента по информационной политике "Газпрома"
Сергей Куприянов. Отраслевые
эксперты считают, что изменение маршрута "Южного потока" призвано
диверсифицировать коридоры поставок газа в Европу. Константин Батунин из
Альфа-банка оценил только морскую часть "Южного потока" в $3-4 млрд
долларов. "Проложить вторую ветку в коридоре 'Голубого потока' было бы
дешевле, чем напрямую в Болгарию",– отмечает аналитик. Но суммарная
пропускная способность "Южного потока" и "Голубого потока"
составила бы 48 млрд кубометров, и Турция "получила бы возможность влиять
на энергобезопасность Евросоюза". "Будучи ближайшим союзником США в
регионе, не ясно, как она воспользовалась бы этими транспортными потоками и не
предпочла бы в какую-то минуту поставки азербайджанского или иранского газа
российскому",– говорит господин Батунин. Валерий Нестеров из "Тройки
Диалог" оценивает морскую часть "Южного потока" более чем в $5
млрд. "В условиях, когда Украина заявила о возможности утроить
транспортные сборы по своей территории для 'Газпрома', новый проект позволит
монополии избежать страновых рисков",– отмечает аналитик. В
"Газпроме" не скрывают, что монополия торопится с реализацией проекта
"Южного потока". Ведь у него есть реальный конкурент – газопровод Nabucco мощностью 31 млрд кубометров в год, который пройдет с Каспийского шельфа в
Европу через Турцию и Балканы (стоимость проекта – $5,1 млрд). Его
строительство планируется завершить в 2012 году. "Южный поток" на
Балканах фактически повторяет маршрут Nabucco – вопрос в том, какой из проектов получит
режим наибольшего благоприятствования в странах–транзитерах газа. Не случайно
меморандум был подписан за день до поездки президента Владимира Путина в
Загреб, на Балканский саммит по энергетическому сотрудничеству. "Южный
поток", напрямую связывающий Россию и Балканы,– это обещание
дополнительных доходов от транзита российского газа. Среднеевропейский
транспортный тариф равен $2,4-3,2 за прокачку 1 тыс. кубометров газа на 100 км,
что означает сотни миллионов долларов для бюджетов стран-транзитеров. По
расчетам "Тройки Диалог", в среднем страны получат по $300 млн в год.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |