Приветствую Вас Гость!
Вторник, 23.04.2024, 20:12
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Какая, по Вашему мнению, из ФПГ в Украине - наиболее влиятельная?
Всего ответов: 573

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

Архив записей

Друзья сайта


16:22
Это сладкое слово IPO
 












Все больше компаний заявляют о своих планах провести в 2011 году публичное размещение акций. В США и Китае это социальные сети и крупные ритейлеры, в России - добывающие компании, а в Украине интерес к IPO проявляют агрокомпании и нефтянка. Конечно, получить хорошую цену им будет сложнее, чем раньше, учитывая печальный опыт иностранных инвесторов по отношению к украинским эмитентам - банкам ("Родовид") и девелоперам ("XXI век").

В январе две крупные американские медиа-компании Nielsen Holdings NV и Demand Media Inc. дебютировали на Нью-Йоркской фондовой бирже, что дало повод говорить об окончании трехлетнего затишья в сфере первичного публичного размещения акций (от англ. - Initial Public Offering, IPO). Добавил жару и тот факт, что оба размещения превысили ожидания эмитентов.

Nielsen, компания по измерению рейтингов телевизионных каналов, получила 1,6 млрд долларов от продажи акций. В это же время DemandMedia, онлайн-бизнес, который покупает статьи фрилансеров для наполнения контентом различных интернет-сайтов, взлетел на 33%, получив при этом 151 млн долларов и рыночную оценку выше, чем The New York Times Co.

Несмотря на то, что старые медиа вовсю стараются привлечь к себе внимание, инвесторы все больше тяготеют к амбициозным технологическим проектам, к примеру, Demand Media, новой "фабрике контента". Спрос возникает также и на новичков, таких как Netflix, оператора цифрового проката через интернет, который сейчас стоит почти как треть студии Time Warner. Таким образом, существует опасность монопольного захвата долгосрочного внимания инвесторов и перекачивание значительного капитала в сторону, противоположную "медиа-старичкам".

И если традиционные издательские компании рассчитывают на "эффект гало" от успеха DemandMedia, то их стоит предупредить об одном важном моменте. Даже если вернутся былые времена для DowJones, их медийные бренды - это совсем не то, что сегодня рулит финансовыми рынками. Еще одно огорчение для газетных пуристов - DemandMedia использует алгоритмы, которые позволяют учесть, какую именно информацию люди ищут в интернете и сколько рекламных долларов любая конкретная статья может принести в течение следующих 5-ти лет. Эта информация доводится более чем до 10 тысяч фрилансеров, чтобы поставить на поток такие статьи и видео, которые будут быстро востребованы в результатах поиска Google.

Несмотря на то, что все это очень напоминает эпоху "дот-комов", с тех времен рыночные условия сильно изменились. Средства онлайн-коммуникаций - это "второе я" для многих людей, как электронная коммерция, облачное программирование и продажи флеш-игр. По сравнению с поздними девяностыми, компании предлагают себя публике в лучшем финансовом состоянии, хорошо позиционированными на рынке и очень реальными с точки зрения дальнейших перспектив бизнеса. Кроме этого, стоимость их акций не так уж высока.

Несмотря на то, что 2010 год был урожайным и собрал в США более 450 IPO, лишь General Motors привлек более 1 млрд долларов. В качестве примера, Фондовая Биржа Осло осуществила два IPO, каждое из которых принесло эмитентам по 1 млрд евро. Это были размещения норвежской страховой компании Gjensidige и нефтегазовой компании Statoil (подразделение розничной продажи топлива). Такое изменение в финансовой расстановке сил помогает понять, почему фондовые биржи Северной Америки сами по себе становятся объектами поглощения.

Сейчас Deutsche Börse обсуждает варианты приобретения фондовой биржи New York Stock Exchange, что также автоматически дает контроль над другими биржами Euronext. В то же время, London Stock Exchange находится в процессе покупки TMX Group, владельца Фондовой Биржи Торонто, чтобы успеть вернуть утраченную ранее долю рынка и создать наибольшую фондовую биржу по количеству компаний, имеющих листинг. Время для слияний выбрано очень хорошо, чтобы вырваться вперед на ожидаемой волне IPO.

Prada, которая уже пыталась несколько раз всплыть на различных фондовых площадках, попытается сделать то же самое в этом году в Гонконге. Это не только поможет избавиться от долга, который составляет около 1 млрд евро, но и расширить влияние на наиболее быстрорастущие рынки Азии. Аналитики верят, что имя Prada позволит получить более высокую цену, чем в Милане или Лондоне. Китай, кроме всего прочего, находится на пути становления наибольшего рынка предметов роскоши. Но усиление экономик стран БРИК - не единственная движущая сила. Незначительные или вообще отсутствующие ставки по депозитам и счетам до востребования создают необычайно высокий спрос на активы, которые предлагают приемлемую доходность при достаточной надежности вложений. Со стороны компаний, продажа акций институциональным и индивидуальным инвесторам позволит переключиться с дорогого фондирования на единственный доступный инструмент привлечения серьезных денег.

В то время как высокие технологии остаются наиболее горячим сектором IPO, компании, оперирующие в сфере природных ресурсов и финансовых услуг, также наполняют портфель ожидаемых сделок. Среди звезд - нефтегазовая компания KinderMorgan и гигант в сфере здравоохранения HCA, который рассчитывает привлечь 4,6 млрд долларов. Также азарт поддерживает GlencoreInternational, швейцарский товарный трейдер, который планирует получить этой весной 10 млрд долларов в ходе двойного листинга - в Лондоне и, конечно же, в Гонконге.

Единственным неудобством, которое испытывают все компании, стремящиеся привлечь капитал в ходе первичного публичного размещения акций - это необходимость раскрыть свою отчетность. Публично-торгуемые компании должны отчитываться о доходах, прибылях (или убытках) и компенсациях руководителям. Основатели компаний часто сетуют, что для них предпочтительней вообще не присутствовать на бирже, поскольку тогда не нужно будет предоставлять эту информацию. Однако в то же время признают, что прозрачность важнее, потому что ощутимо расширяет возможности ведения бизнеса.

Это также применимо и к Facebook. Чем больше руководитель компании Марк Цукерберг настаивает, что он не спешит с IPO, тем ближе становится листинг компании на бирже, поскольку Facebook перестал получать ощутимую выгоду от корпоративной приватности. Более того, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) требует от компаний с 500 и более акционерами заполнять все необходимые финансовые формы, как если бы они были публичными компаниями. Этот лимит как раз был недавно превышен в результате продажи акций Facebook на 1,5 млрд долларов, организованной инвестбанком Goldman Sachs, который разбудил безумный интерес инвесторов к компании на различных торговых площадках.

Внимание Комиссии привлекло также и то, что в последнее время большую популярность получили онлайн-компании Second Market и Shares Post, которые позволяют инвесторам торговать акциями непубличных компаний. Лишь за четвертый квартал прошлого года транзакции, осуществляемые SecondMarket, составили 160 млн долларов, что почти вдвое больше объема транзакций, прошедших через эту компанию за аналогичный квартал 2009 года. Наиболее популярными бумагами являются акции Facebook и Twitter. Например, торги акциями Facebook составляют 39% от всех торгов ценными бумагами закрытых компаний, проводимых SecondMarket. Так или иначе, регулятор будет всеми доступными методами требовать от частных компаний стать публичными.

Facebook сегодня оценивается в 50 млрд долларов, как результат инвестиций российского венчурного фонда DST. Другие компании, такие как Groupon, Zyngan LinkedIn также не ощущают проблем с частным привлечением средств. Для этой элиты публичность будет скорее данью моде, чем экономической необходимостью. Для всех остальных IPO является единственным путем обеспечения будущего роста компании.

Рынок слияний и поглощений достаточно ограничен. С каждым разом становится все меньше компаний, которые готовы выкладывать большие деньги. Покупатели в финансовом плане очень дисциплинированы. Из-за этого большинство эмитентов застревают где-то посередине: дела у них идут хорошо, но не настолько хорошо, чтобы заинтересовать инвесторов. То ли потому, что компании растут не слишком быстро, либо потому, что рынок, на котором они оперируют, не растет столь стремительно. По мнению аналитиков, компании должны быть прибыльными, генерировать 15-20 млн долларов и расти на 15%-20%, однако даже при таких показателях процедура привлечения денег через IPO не покажется легкой прогулкой.

Даже в случае с Demand Media все не так однозначно. Существует несколько возможностей для проведения удачного IPO с помощью манипуляций спросом и предложением акций. Скорее всего, это всплывет в ближайшие полгода-год.

В то время как для компаний публичность ассоциируется с завершением трудного пути, для мажоритарных акционеров само путешествие только начинается. Некоторые собственники идут на публичную продажу части компании лишь по той причине, что ощущают потребность в создании новых бизнесов, на которые нужны средства.

Портфель компаний, которые планируют IPO в 2011 году, уже переполнен. Однако, как показывает практика, в итоге не более одной трети проведут размещение. Остальные либо откажутся от этой идеи из-за неблагоприятных рыночных условий, либо отсрочат их на неопределенный срок.

Российский производитель коксующегося угля ОАО "Кокс" отложил свой листинг на Лондонской Фондовой Бирже из-за нестабильности на Ближнем Востоке. Компания планировала привлечь около 500 млн долларов. Эти волнения также повлияли на другие размещения российских компаний в сумме около 3 млрд долларов из-за опасений, что нестабильность может снизить аппетит инвесторов к риску. "Металлоинвест", российский горно-металлургический гигант, подконтрольный Алишеру Усманову, по схожим причинам может задержать выход на IPO.

Похоже, что наибольшая активность по размещениям в этом году будет связана с экономиками БРИК, США и Израиля. В прошлом году это был Гонконг, Шанхай и Шензен, которые командовали наибольшими размещениями, включая два самых крупных в истории: Сельскохозяйственного банка Китая (19,2 млрд долларов) и азиатского гиганта в сфере страхования жизни AIA (17,8 млрд долларов).

В Европе в прошлом году Лондон был лидирующей площадкой для IPO, чуть позади шла Варшава. В 2011 году маятник может опять склониться в сторону США. Много компаний из Китая ищут возможности листинга на NYSE и NASDAQ, несмотря на рост издержек и различные законодательные ограничения, связанные с выходом на фондовые рынки Северной Америки.

За последние несколько лет только лишь небольшое количество украинских сельхозпроизводителей осуществили IPO. Первым в ноябре 2007 года разместился на Варшавской фондовой бирже (WSE) один из крупнейших украинских экспортеров подсолнечного масла и зерновых культур компания "Кернел" (WSE:KER) на сумму 221 млн долларов. В момент размещения цена за одну акцию на IPO составила 24 польских злотых. Сейчас акции KER торгуются в диапазоне от 72 до 75 злотых.

Почти одновременно с "Кернел", но на другой фондовой бирже, разместился "Ландком" (AIM:LKI), украинский производитель рапса и пшеницы. В процессе размещения LKI привлек 54 млн фунтов (110,5 млн долларов) без учета расходов на листинг в Лондоне.

Держась особняком от мультинациональных агрогигантов Cargill и ADM, местные украинские компании довольствовались небольшими денежными вливаниями. Но даже эти скромные подвижки говорят о том, что интерес инвесторов к отечественным агропроизводителям если не становится ниже, то хотя бы сохраняется.

Сложно спрогнозировать, какие из украинских компаний проведут IPO в этом году. Потенциально уже сложился некоторый пул эмитентов, готовых к процедуре размещения, но которые выжидают благоприятную рыночную конъюнктуру. Так, Олег Бахматюк, владелец компании Ukrlandfarming, которая отменила IPO на Лондонской бирже AIM в прошлом году, все еще рассматривает возможность привлечения 50-80 млн долларов на альтернативной AIM бирже LSE. При этом у бизнесмена уже есть опыт, ведь компания "Авангард" (AIM: AVGR) активно торгуется на AIM.

Шансы, что IPO в 2011 году проведет "Мрия Агро Холдинг", также велики. Вследствие высокой капитализации компании, которая сейчас составляет около 1 млрд долларов, акциями агрокомпании может заинтересоваться много международных институциональных инвесторов. Для дальнейшего роста капитализации, компания имеет в запасе сахарное направление, пока еще не консолидированное с агробизнесом холдинга.

В марте 2011 года было заявлено, что государственная компания "Нафтогаз Украины" планирует разместить миноритарный пакет и привлечь 5-6 млрд долларов в этом году для развития компании, обновления газотранспортной сети и увеличения добычи газа. В данный момент, по заявлениям в прессе министра энергетики Юрия Бойко, проект размещения находится в стадии выбора подходящей фондовой площадки.

Кандидаты на IPO в 2011 году

США

Facebook - социальная сеть

Zynga - разработчик социальных игр

LinkedIn - социальная сеть для профессионалов

Groupon - дисконты

Kinder Morgan - транспортировка, хранение, перевалка нефти и газа

Freescale Semiconductor - производитель чипов

Toys "R" Us - ритейлер товаров для детей

AMC Entertainment - сеть кинотеатров

Carbonite - онлайн площадка для хранения бэкапов

Chrysler - автопроизводитель

Livingsocial - платформа для коллективных покупок

Harrah’s-Caesars - отельный оператор

Zipcar - краткосрочная аренда автомобилей

Китай

Renren - социальная сеть

Tudou - онлайн видео, клон YouTube

Zhenai - сайт онлайн знакомств

Jiayuan - сайт онлайн знакомств

360buy.com - электронная коммерция

Qunar - онлайн бронирование туров

Taomee - социальная сеть для детей

Vancl - онлайн-ритейлер одежды

Taobao - аукционы, клон eBay

Nuomi - дисконты, клон Groupon

Россия

Яндекс - поисковая система

Евросибэнерго - крупнейшая частная энергокомпания Олега Дерипаски

HMS Hydraulic Machines - машиностроительный холдинг, насосное и нефтяное оборудование

Nord Gold - золотодобывающая компания Алексея Мордашова (Северсталь-Групп)

Украина

Ukrlandfarming - агрокомпания

Мрия Агро - агрокомпания

Нефтегаз Украины - государственная компания по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа

Галнефтегаз - розничная продажа топлива и сопутствующих товаров

Артем Румянцев

По материалам Банки.ру
Просмотров: 415 | Добавил: companies | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]