11:26 Экономику заменят разнарядкой // Рыночные отношения «Нефтегаза» и «Газпрома» преобразуют в закрытые министерские посиделки | |
Новоназначенный «оперуполномоченный» в энергетике Игорь Сечин (слева) идеально подходит на роль человека, которому предстоит рыночные отношения двух компаний заменить на набор рефлексов административной вертикали В правительстве Николая Азарова намерены осуществить то, что не удалось предшественникам из правительства Юлии Тимошенко,— вернуть украинско-российские договоренности с корпоративного на межправительственный уровень, подписав соглашение, которое после ратификации парламентами двух стран получит силу закона. До 1 июля 2011 г. на рассмотрение правительств Украины и России должен поступить проект соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли между странами. Об этом говорится в протоколе седьмого заседания украинско-российского комитета по экономическому сотрудничеству, которое прошло в Киеве на прошлой неделе, сообщили вчера в Минтопэнерго. Проект нового межправсоглашения должны разработать представители топливных ведомств двух стран, а также «Газпрома» и «Нефтегаза». После того как документ, определяющий базовые принципы газового сотрудничества, будет одобрен правительствами, его также должны будут ратифицировать парламенты Украины и России. Это придаст соглашению силу закона, на основе которого правительствами будут ежегодно разрабатываться документы, конкретизирующие условия партнерских отношений «Нефтегаза» и «Газпрома», касающихся как технических, так и финансовых особенностей газового бизнеса (в частности, цена газа, объемы поставок и транзита, транзитная ставка, тариф по эксплуатации подземных газовых хранилищ и т. п.). Такой формат взаимоотношений, по мнению экспертов, позволит получить Москве и Киеву гарантии как по транзиту российского газа, так и по поставкам его в Украину, и в результате ликвидировать предпосылки для возможных резонансных газовых противостояний между странами. По
иронии судьбы, участвовать в разработке новых межправсоглашений по газу будет
глава Минтопэнерго Юрий Бойко, при участии которого в 2005 г. уровень газовых
контрактов был понижен до коммерческих, когда в схеме поставок газа появился
посредник RosUkrEnergo. Хотя на тот момент действовали межправсоглашения по
газу между Россией и Украиной, подписанные и ратифицированные парламентами
обеих стран в 2000-2001 гг. «Высокий темп переговорного процесса в январе привел к тому, что нет полной гармонии в текстах соглашений, и это мешает нашим специалистам в ежедневной работе»,— так пояснил Игорь Диденко, первый зампредправления «Нефтегаза», необходимость «косметической правки» газовых договоренностей, изъяны которых стали одной из причин внимания к его персоне правоохранительных органов после смены власти в Украине, а в НАК пришла новая управленческая команда под руководством Евгения Бакулина. Начатую
еще в прошлом году работу по корректировке условий украинско-российского
газового сотрудничества продолжил нынешний президент Виктор Янукович. По его
поручению минувшим летом, в июне, Николай Азаров по время встречи с Владимиром
Путиным, которая состоялась в подмосковной резиденции российского премьера в
Ново-Огарево, предложил вернуться к вопросу о разработке межправсоглашения по
газу. В ответ Москва обещала подумать. А вице-премьер РФ Игорь Сечин вскоре
сообщил, что Россия и Украина договорились в «сжатые сроки» подготовить такой
документ. Теперь очевидно, что «сжатые сроки» растянулись во времени минимум до
середины следующего года. В частности, авторы исследования, проведенного в 2008 г. в рамках совместного проекта центра «Номос» и фонда «Возрождение», обратили внимание: ст. 4 межправсоглашения «О гарантиях транзита российского природного газа через территорию Украины» от 22 декабря 2000 г. предусматривала, что в случае сверхконтрактного отбора газа возникают долговые обязательства Украины по его оплате. Общая сумма таких обязательств оформляется как госдолг Украины перед Россией в виде стандартных еврооблигаций. Так, по сути, допускалась возможность отбора Украиной части российского транзитного газа с правом досрочного погашения всей или части общей суммы задолженности. А стоимость сверхконтрактного отобранного газа рассчитывалась по специальной формуле, в основе которой — $80 за 1 тыс. куб. м. Россия не могла отказаться от применения такого условия соглашения, поскольку оно было ратифицировано Госдумой и Радой. Однако несколько лет назад некие «факторы непреодолимой силы» заставили Москву и Киев усомниться в целесообразности действия этого документа. | |
|
Всего комментариев: 0 | |